В защиту меломанов

Экономика и финансы
Москва, 13.08.2001
«Эксперт» №29 (289)

Не успели крупнейшие мировые звукозаписывающие компании отбиться от обвинений в монополизации рынка, как на них обрушилась новая напасть. В начале августа несколько американских законодателей по примеру Евросоюза предложили начать антимонопольные расследования против совместных предприятий, образованных традиционными медиа-империями и небольшими интернет-компаниями. В первую очередь речь идет о двух интернет-проектах - MusicNet и Pressplay. MusicNet был образован Bertelsmann, AOL Time Warner, EMI при участии американской компании RealNetworks, которая занимается разработкой технологий для распространения медиа-продукции в Интренете. Pressplay принадлежит Sony и Vivendi Universal. По замыслу создателей, Pressplay и MusicNet должны превратить миллионы интернет-пользователей, бесплатно скачивающих музыку из Сети, в платных клиентов, и именно в этом, по мнению американских конгрессменов, кроется опасность образования дуополии на рынке онлайновой музыки.

Еще в середине 90-х годов традиционные медиа-компании не воспринимали всерьез Интернет как средство доставки их продукции потребителю. Но с развитием "новой экономики" оказалось, что небольшая компания вроде нашумевшего Napster, бесплатно предлагавшего через Интернет музыкальные произведения, может поставить под угрозу весь многомиллиардный бизнес "старых" медиа-гигантов. В этой ситуации старые компании начали активно осваивать новое для себя поле деятельности. Сейчас в мире наметилась тенденция к образованию медиа-корпораций, способных предлагать широчайший спектр услуг в режиме он-лайн. В будущем на основе "музыкальных" платформ вроде Napster или MusicNet крупные медиа-компании намерены распространять через Интернет широкий спектр цифровой продукции - от фильмов до книг. По отдельным прогнозам, только в музыкальной сфере за счет продаж в Интернете звукозаписывающие компании, например, смогут увеличить совокупный объем продаж с нынешних 40 до 90 млрд долларов.

Однако стремительное проникновение традиционных медиа-корпораций в Интернет в конечном итоге может привести к тому, что надежды многочисленных слушателей на бесплатную или, по крайней мере, дешевую музыку окажутся несбыточными. Монополизировав рынок онлайновых развлечений, традиционные медиа-компании спокойно смогут завышать цены на свои услуги, как это нередко происходит с ценами на компакт-диски. Такой вариант развития событий выглядит вполне вероятным, учитывая то, что пока нет четкого законодательства, регулирующего деятельность в Сети.

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (289) 13 августа 2001
    Август
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама