Шагреневая кожа связистов

Русский бизнес
«Эксперт» №31 (291) 27 августа 2001

Два крупнейших оператора сотовой связи России - АО "Мобильные Телесистемы" (МТС) и АО "Вымпелком" (торговая марка "Би-Лайн") - объявили итоги полугодия. Финансовые результаты обеих компаний превзошли ожидания аналитиков, но отнюдь не успокоили самих связистов.

Чистая прибыль МТС за второй квартал 2001 года составила 35 млн долларов, что на 25% больше, чем за второй квартал 2000 года. Чистый доход компании достиг 205 млн, оказавшись выше, чем за аналогичный период 2000 года, на 72%. Число абонентов на конец второго квартала 2001 года составило 1856 тыс. человек, увеличившись за год почти в три раза.

Приятный сюрприз преподнес и "Вымпелком". Его чистая прибыль прогнозировалась одними аналитиками на уровне 5 млн долларов, а некоторые ожидали убытков, как в прошлом году. На самом деле за второй квартал чистая прибыль компании составила почти 10 млн долларов. Стабильно растут и чистый доход (94 млн долларов, рост 44,3%), и число абонентов компании, которое к 30 июня достигло 1085 тыс. человек.

Но не все так безоблачно на сотовом рынке. У лидеров появилась новая тревога. Заметим, что год назад МТС и "Вымпелком" с опаской ожидали прихода в Москву третьего оператора - "Соник Дуо". Между тем год прошел, а его все нет. Полгода назад компании-лидеры с грустью наблюдали снижение выручки с абонента. Но этот показатель стабилизировался. Теперь компании обнаружили, что столичный рынок сотовой связи вовсе не безграничен. "Насыщение московского сотового рынка произойдет очень скоро, на уровне 45-50 процентов", - заявил президент МТС Михаил Смирнов. Первый вице-президент "Вымпелкома" Николай Прянишников считает, что к концу года в Москве будет 4 млн абонентов. По его мнению, час X настанет во второй половине 2002 года, когда темпы роста абонентской базы в столичном регионе начнут резко снижаться.

Среди новых источников доходов операторы называют дополнительные услуги и освоение регионов. Но пока доходы от допуслуг составляют не более 1% оборота, а доходность бизнеса в регионах, где цены ниже, чем в Москве, не сравнима со столицей. Единственный реальный резерв - это рост численности среднего класса, но он находится вне зоны влияния связистов.