Неразрешенные противоречия

Культура
«Эксперт» №31 (291) 27 августа 2001

На прошлой неделе в Выборге завершился фестиваль "Окно в Европу". Этот смотр - вроде бы незаметный среди более крупных киномероприятий - выполняет одну весьма важную функцию. Он не на словах, а на деле исследует интерес-неинтерес российского зрителя к национальному кино. В Выборге существует зрительское жюри - любой желающий заполняет анкету и опускает ее в специальную урну. Результаты исследования обнажают глубокую драму российского кино: потребности зрителей не удовлетворяют кинематографистов, предложения кинематографистов не удовлетворяют зрителей. Пример этого года - наглядное тому подтверждение.

В этот раз Выборг доказал, что он может конкурировать даже с самим "Кинотавром", отняв у "узурпатора" всего лучшего национального кино важнейший продукт российского кинопроцесса - "Тельца" Александра Сокурова. Поэтому вариантов в распределении призов не существовало - все профессиональные премии достались "Тельцу". А призы зрительских симпатий - Янковскому, Митте и Кеосаяну, что свидетельствует о том, что зрителю милы карамельные страсти и трогательные истории про то, как несчастные люди обретают свое человеческое счастье, а всякие художественные изыски и новаторства ему ни к чему.

Конкурс этого года состоял в основном из профессионально сделанного незрительского кино. Организаторы гордились крепкой программой, а зрители, не оценив стараний отборщиков, предпочли историю о том, как преуспевающий бизнесмен-красавец Янковский ошибся дверью и встретил свою судьбу в облике одинокой Ирины Купченко, и совсем уж никчемную картину Тиграна Кеосаяна "Ландыш серебристый" о двух шоу-бизнесменах, которые разругались с раскрученной звездой, зато нашли в деревне некое подобие лягушки, превратившееся в царевну и заткнувшее за пояс поп-диву, заодно влюбив в себя Александра Цекало.

"Окно в Европу" проходит в августе, и так уж получается, что именно в Выборге кинематографисты встречают все государственные потрясения - дефолт-98, смену правительства-99, затонувший "Курск"-2000. В этот раз траурным оказался сам фестиваль. За два месяца до его начала ушел из жизни президент фестиваля Савва Кулиш, а в день открытия умер Станислав Ростоцкий, который восемь лет подряд был в Выборге председателем жюри. Так что фестиваль "Окно в Европу-2001", который прошел на гораздо более высоком качественном уровне, чем в прошедшие годы, оказался печальным, хотя и удачным.