Жизнь в параллельных мирах

Спецвыпуск
Искусственная изоляция отечественных автопроизводителей приводит к их серьезному отставанию от мировых тенденций

Любая уважающая себя мировая автомобильная компания просто обязана раз в пять лет выпускать на рынок новую модель. И каждые два-три года машины должны подвергаться основательному рестайлингу, дабы потребитель не усомнился в постоянном прогрессе. А у нас одна и та же продукция сходит с конвейера десятилетиями. Пока это простительно. Но уже недалек тот день, когда полному господству российского автопрома придет конец. Наступление часа X зависит от темпов экономического роста страны и динамики доходов россиян. Ведь богатых людей даже под дулом пистолета не заставишь покупать старье, по каким бы смешным ценам его ни продавали. Пора, наконец, понять: возводя таможенные барьеры, государство оказывает медвежью услугу собственным производителям. В собственном соку они долго не протянут.

Сухая статистика свидетельствует о следующем. Еще год назад в России через сеть официальных дилеров было продано 45 тыс. новых иномарок. Результат этого года приблизится к восьмидесяти тысячам. А через четыре года владельцами иностранных машин станут 320 тыс. россиян. Несомненно, что импорт будет расти и дальше. Есть ли перспективы у отечественного автопрома?

С одной стороны, желание государства сохранить отечественное производство понятно и заслуживает всяческого уважения. Но методы, которыми это достигается, как известно любому медику, не могут не приводить к побочным эффектам. А они в свою очередь не менее губительны, чем свободное проникновение на рынок мощных иностранных конкурентов. Правда, последствия от возведения таможенных барьеров не ощущаются сразу, а растянуты во времени. Симптомы заболевания видны уже сейчас. И ярким подтверждением существования абсолютно несоприкасаемых миров отечественных и зарубежных автомобилестроителей стал очередной российский автосалон.

Мир номер один - российский

Доминирующие позиции среди российских предприятий на салоне занимал АвтоВАЗ. Правда, в этом году в отличие от прошлого, когда завод отмечал тридцатилетний юбилей, его экспозиция выглядела скромнее. Нет, она не уменьшилась в размерах. Просто почти все автомобили уже знакомы публике. Исключение составили два экспоната. Первый - универсал на базе невыпускаемой "Калины", которому присвоен индекс 1117. Второй - концепт-кар "Рикша-Электро", это небольшой открытый электромобиль.

Регулярное освоение новых моделей остается для АвтоВАЗа больной темой. Его современный научно-технический центр (НТЦ) способен в кратчайшие сроки создавать машины. Однако проблема в том, что у него нет приемлемых условий банковских кредитов, которыми пользуются все автомобилестроители. И еще одна проблема - в инвесторах, которые почему-то не выстраиваются в очередь для передачи денег тольяттинцам. Ответ прост. Пакет акций АО в размере 50% плюс одна акция до сих пор находится в залоге у государства. А без него ни одна здравомыслящая компания не приблизится к АвтоВАЗу на пушечный выстрел. Президент АвтоВАЗа Алексей Николаев сообщил, что проект постановления о возврате акций из госзалога уже готов, но оконч