Интервенция в Кузбасс

Повестка дня
«Эксперт» №33 (293) 10 сентября 2001
"Северсталь" подала заявку на участие в спецаукционе РФФИ по продаже 39,73% акций компании "Кузбассуголь".

Государственный пакет "Кузбассугля" будет продаваться двумя частями - сначала 39,73%, а потом 40%. Общая начальная цена двух пакетов составляет 64 млн долларов. Помимо "Северстали" заявки на участие в аукционе подали "Евразхолдинг", Магнитогорский металлургический комбинат и "Ренова".

"Кузбассуголь" - последняя неприватизированная крупная угольная компания Кемеровской области. По объему добычи угля компания находится на третьем месте. Но не только это обстоятельство стало причиной повышенного интереса к ее приватизации. "Кузбассуголь" - вторая по размеру компания по добыче коксующихся углей (производит порядка 6,5 млн тонн в год). Ежегодные потребности в коксующемся угле, например, "Северстали" и Магнитогорского меткомбината, не имеющих собственной угольной базы, оцениваются по 4 млн тонн на каждого. Вроде бы их интерес к "Кузбассуглю" очевиден. Однако есть несколько "но".

У "Северстали" существует возможность заменить кузбасский уголь воркутинским. По крайней мере, еще не приватизированная компания "Воркутауголь" расположена сравнительно близко к производственным мощностям сталелитейного гиганта, поэтому ее уголь заведомо будет обходиться не дороже кузбасского, к тому же его поставки обеспечат примерно две трети от потребностей "Северстали". А остальное свободно можно докупить на рынке. Однако глава "Северстали" Алексей Мордашов рассматривает "Кузбассуголь" как стратегическую покупку. Ее цель - стать владельцем огромных запасов дешевого кузнецкого угля и, таким образом, выйти на рынок, который сейчас находится на подъеме.

Но на этом рынке претендент неминуемо столкнется с интересами двух угольно-металлургических групп, являющихся стратегическими партнерами, - "Евразхолдингом" и конгломератом компаний Искандара Махмудова. Кузбасс давно уже стал промышленной вотчиной этих партнеров. Планы "Северстали" в отношении "Кузбассугля" означают, что территориальный паритет рыночных соперников ("мы не лезем к вам в регион, а вы - к нам" ) оказался нарушенным.