Картинки с ярмарки

Культура
Москва, 17.09.2001
«Эксперт» №34 (294)
Россия постепенно осваивает мировые традиции книгоиздания

Две тысячи издателей и книготорговцев из 76 стран, 700 экспозиций, 100 тыс. книг заполнили на прошлой неделе два павильона ВВЦ на время XIV Московской международной книжной ярмарки. ММКЯ в этом году исполнилось 25 лет.

В 1991 году в связи с трудностями, которые переживала и страна вообще, и издательское дело в частности, ярмарку собирались закрыть навсегда. Но уже в 1993 году ММКЯ вернула себе прежние позиции. На этот раз по основным статистическим показателям и вовсе превзошла предыдущие.

Народные гулянья

Московская книжная ярмарка напоминает то ли Сорочинскую, то ли Нижегородскую. Издательства стараются перещеголять друг друга, как балаганные зазывалы. По проходам бродит пестрая толпа - от классических профессоров-книгочеев до подростков в косухах. На стендах издательств сменяют друг друга знаменитые авторы, от Войновича до Марининой. И эта праздничная толкотня лишний раз доказывает, что в своем нынешнем состоянии ярмарка предназначена скорее читателям, нежели профессионалам.

Для крупных московских издательств ярмарка - возможность себя показать и других посмотреть. Гораздо более важен книжный смотр для провинциалов и книжников из далекого и ближнего зарубежья. Для них ярмарка - практически единственный шанс сообщить о своем существовании и о своей продукции, а то и тираж продать. "Если исходить из того, что каждый человек в мире может написать как минимум одну книгу, то на ярмарке мы можем хотя бы один раз встретиться с любым человеком, живущим на этой земле", - говорит генеральный директор издательства "Олма" Олег Ткач.

Спрос и предложение

В этом году московскому частному книжному бизнесу исполнилось 10 лет. Несмотря на грядущие изменения государственной налоговой политики в области книгоиздания, пока в этом деле явный подъем. Главным предметом издательских войн вскоре обещает стать борьба за автора. Новое имя появляется на рынке примерно раз в полтора года, но этого совершенно недостаточно для удовлетворения спроса огромной страны. Хотя за последние 7 лет только "Эксмо" и только в детективном жанре представило на рынок около 170 отечественных авторов, а "Олма" издает до десяти книг в день. Самыми успешными издательскими проектами остаются отечественные детективные брэнды: Маринина, Бушков, Константинов, Донцова и Акунин. Кроме того, существуют неожиданные и гораздо менее заметные чемпионы - брошюры типа "Раздельного питания" или "Пособия по дыхательной гимнастике". Миллионные тиражи советских времен безвозвратно ушли в прошлое: объем книжной продукции теперь связан исключительно с разумным потребительским спросом. В Россию наконец дошли мировые традиции книгоиздания, согласно которым самые огромные тиражи могут быть только у двух авторов - Господа Бога и Агаты Кристи.

Издатели скептически относятся к разговорам о том, что якобы после акунинского прорыва в России кардинально изменились вкусы читательской аудитории (в связи с чем подскочили тиражи ранее не слишком популярной Татьяны Толстой или Дмитрия Липскерова). Но некоторый поворот предпоч

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (294) 17 сентября 2001
    Трагедия в америке
    Содержание:
    Конец американской мечты

    Террористический акт в Нью-Йорке уничтожил западную систему ценностей

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама