Невидимая рука мироздания

Наука и технологии
Москва, 17.09.2001
«Эксперт» №34 (294)
Ответственность за нынешний порядок во Вселенной физики возлагают на темную материю

За последние несколько десятилетий космологии, науке о происхождении и строении Вселенной, удалось с той или иной степенью убедительности ответить на многие вопросы, веками мучившие воображение человека. Среди ее наиболее впечатляющих успехов - построение достаточно стройной и логичной модели Большого Взрыва, первопричины возникновения окружающего нас материального мира, разработка и экспериментальное подтверждение теории расширяющейся (инфляционной) Вселенной, обнаружение большого числа новых космических объектов и т. д. Однако, как это ни парадоксально, во многом благодаря обилию этих научных достижений современная космология и родственная ей астрофизика столкнулись с целым рядом труднообъяснимых явлений, ставящих под серьезное сомнение фундаментальные посылки столь кропотливо разрабатываемых учеными новейших теорий.

Пожалуй, центральной проблемой современной космологии сегодня считается поиск базовых составляющих таинственной "темной материи" (dark matter) - невидимой никакими детектирующими приборами субстанции, которая, как полагают специалисты, составляет основную массу вещества во Вселенной.

Невидимая сила

Сам факт существования "темной материи" сегодня уже практически не оспаривается наукой: полученные путем различных хитроумных методик данные о ненормальной специфике гравитационного поведения космических объектов убедительно свидетельствуют о наличии мощной невидимой силы, не позволяющей им разлететься прочь друг от друга. Если бы не эта "темная сила", известные науке обычные составляющие вещества во Вселенной, участвующие в гравитационном взаимодействии, были бы не в состоянии поддерживать существующий миропорядок.

"Первооткрывателем" этой загадочной субстанции считается Фриц Цвикки, почти 70 лет назад (в 1933 году) опубликовавший пионерскую работу, в которой содержалось предположение о наличии во Вселенной значительного количества не известной науке формы вещества. Несмотря на то что как астрофизика, так и физика микромира тогда находились еще на пороге многих великих открытий ХХ века, в последующие десятилетия изыскания ученых так и не смогли ни опровергнуть, ни подтвердить раннюю догадку Цвикки. Но по мере развития космонавтики и создания все более мощных телескопов и прочей сопутствующей аппаратуры идея о явном превалировании "темной материи" над известными науке формами постепенно стала доминировать.

Впрочем, вплоть до самого недавнего времени среди ученых существовал довольно широкий разброс мнений относительно того, какую именно долю в массе Вселенной составляет загадочное "темное вещество": оценки разнились от 80% до 96%. Но, если подтвердятся результаты новейших исследований, проведенных астрофизиками из Кембриджского университета (они были обнародованы в начале сентября этого года на специальном симпозиуме), этот разнобой, возможно, уйдет в прошлое. После тщательной обработки данных о строении и составе пяти галактических кластеров (крупных скоплений галактик), находящихся на расстоянии от 1,4 до 4 млрд световых лет от нашей п