Попытки выйти из штопора

Международный бизнес
Москва, 01.10.2001
«Эксперт» №36 (296)

Авиакомпании США и Европы в условиях начавшегося в отрасли кризиса начинают масштабную реструктуризацию. Международный союз авиаперевозчиков (IATA) считает, что из-за ухудшения политической обстановки в мире и рецессии в США потери авиаперевозчиков только до конца 2001 года составят около 10 млрд долларов. По расчетам Ассоциации менеджеров по деловому туризму США (Business Travel Coalition), в Соединенных Штатах в 2002 году авиаперевозки составят всего половину от объемов 2001 года. Около 12% деловых клиентов уже временно отказались от услуг авиакомпаний, а 41% компаний сейчас рассматривает альтернативы авиаперелетам для бизнес-поездок. Судя по всему, наблюдаемый спад существенно превзойдет первое в истории сокращение авиаперевозок, произошедшее в результате войны в Персидском заливе в начале 90-х годов. (С 60-х авиаперевозки ежегодно росли.) Тогда, с 1990-го по 1994-й, члены IATA потеряли в виде недополученной прибыли 15,6 млрд долларов.

Первой реакцией на снижение пассажиропотока и рост страховых премий по авиационным рискам стали увольнения сотрудников. Ведущие американские авиакомпании Continental Airlines, United Airlines, American Airlines, Delta Airlines, Northwest сокращают численность работающих на 80 тыс. человек. Еще 50 тыс. планирует сократить производитель самолетов Boeing. Авиакомпании ЕС British Airways, Virgin, Swissair и Alitalia увольняют 12 тыс. служащих. Авиационные профсоюзы обвиняют авиакомпании в стремлении провести радикальную реструктуризацию, пользуясь представившимся случаем, а руководители авиакомпаний заявляют, что самолеты летают полупустыми.

Власти США и Европы стремятся помочь своим компаниям. В качестве меры поддержки авиаиндустрии сенат США большинством голосов одобрил пакет помощи в 15 млрд долларов. Из них 5 млрд пойдут на прямую финансовую помощь, а 10 млрд - это гарантии по кредитам авиакомпаниям. Воздушные перевозчики стран Евросоюза также намеревались добиться финансовой поддержки, которая допускается законодательством ЕС. Однако после заседания комитета ЕС по вопросам транспорта с участием руководителей авиакомпаний было решено ограничиться предоставлением дополнительных гарантий по страхованию рисков. Великобритания, Германия, Нидерланды и Франция в случае войны и терактов гарантировали авиакомпаниям дополнительные выплаты сверх 50 млн долларов, которые в таких случаях платят страховщики. Великобритания и Франция также разрешили своим перевозчикам месяц не платить государственную страховую премию.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (296) 1 октября 2001
    Война
    Содержание:
    Новое новое мышление

    Источник глобального терроризма - не афганские талибы, а арабские нефтедоллары

    Международный бизнес
    Политика
    Культура
    На улице Правды
    Реклама