Подиум

Международный бизнес
Во Франкфурте состоялся показ высокой автомобильной моды

День прессы на Франкфуртском автосалоне совпал с трагическими событиями в США. Из-за этого многие высокопоставленные американские менеджеры отменили интервью и срочно вернулись домой, чтобы решать неожиданно возникшие финансовые проблемы. Эхо террористической атаки докатилось и до Франкфурта. На знаменитом автосалоне, как заявили его организаторы, отмечено рекордно низкое число посетителей. Салон побил все рекорды - вместо запланированного за месяц до открытия рекорда в 1 млн посетителей на ярмарку приехало менее 800 тыс. гостей. Председатель Союза германской автомобильной промышленности высказал мнение, что теракты в США "в значительной степени отпугнули покупателей, которые вместо того, чтобы покупать машины, хотят теперь оставить деньги на черный день". На второй день работы выставки в полицию поступила информация о том, что в одном из павильонов экспозиции заложена бомба. При тщательном обыске ее, слава богу, не нашли, но участников и гостей мотор-шоу пришлось эвакуировать.

Автосалон во Франкфурте-на-Майне проходит один раз в два года. В этом году на выставку приехало более тысячи компаний, устроивших пятьдесят мировых, шесть европейских и пятнадцать немецких премьер. Так что Франкфуртский автосалон по праву считается самым большим в мире. О масштабе и значимости мероприятия говорит хотя бы то, что на открытие прибыл канцлер Герхард Шредер. И это неудивительно, ведь в Германии каждый седьмой работающий связан с производством машин.

Надо сказать, что сегодня европейская автомобильная отрасль переживает не лучшие времена. Пятьдесят девятый салон во Франкфурте засвидетельствовал переполненность рынка. В условиях растущей конкуренции производители активно ищут кратчайшие пути к сердцам покупателей. Кто-то делает ставку на фантастический дизайн своих моделей, кто-то рассчитывает на передовые технические решения, кто-то изобретает новые классы автомобилей. Ясно одно - промедление на сужающихся рынках Америки и Европы смерти подобно. Это обстоятельство заставляет компании придумывать неординарные ходы, чтобы оставить за собой по возможности большую часть рыночного пирога.

Мечты о будущем

На франкфуртской выставке столь массово появились автомобили, сочетающие в себе качества седанов, купе и универсалов, по типу популярных в последнее время Renault Scenic, Opel Zafira или BMW X5. Так что о создании многофункциональных автомобилей (MPV) можно уже говорить как о тенденции. Даже Saab, ранее не замеченный в эпатаже, в этом году показал концепт 9Х. Выполнен он в стиле сороковых годов и сочетает в себе элементы купе, родстера, седана, универсала и даже пикапа. Исполнительный директор компании Мишель Мауэр считает, что новинка бросает вызов общепринятым традициям. В концепцию 9X заложен дерзкий спортивный имидж. Мускулистый облик автомобиля при компактных габаритах позволяет безошибочно отнести его к разряду машин для досуга.

Его создание началось с легкого и чрезвычайно компактного шасси, которое целиком выполнено из алюминиевого сплава. Разработчики, ч

Франкфуртский автосалон: не просто выставка

Одним из крупнейших европейских, да, пожалуй, и мировых авто-шоу по праву считается выставка во Франкфурте-на-Майне (IAA), где раз в два года собираются все мировые автопроизводители, чтобы продемонстрировать свои последние достижения. Сегодня мало кто знает, что история автомобильных выставок в Германии насчитывает более 100 лет - самая первая состоялась еще в 1897 году. Проводились эти выставки в столице страны - в Берлине. В 1951 году в Германии проходило две автомобильных выставки - франкфуртская и берлинская. Тогда среди экспонатов салона особый интерес вызывал первый грузовик, оснащенный турбодизельным двигателем. Окончательный переезд во Франкфурт состоялся в 1957 году: начиная с 38-го по счету германского международного автосалона все подобные экспозиции располагались в выставочном центре "Франкфуртер мессе".

В IAA-38 приняло участие 649 экспонентов из разных стран мира. Автомобильная промышленность Федеративной Республики Германия была в то время на подъеме, и почти половина машин, производившихся в стране, шла на экспорт. Это еще больше подогревало интерес к салону как среди специалистов, так и среди публики. Желающих посмотреть выставку съехалось так много, что дорожное движение в районе выставочного центра пришлось регулировать с помощью вертолетов. В тот год салон посетило около 780 тыс. зрителей.

Спустя два года на следующем Франкфуртском салоне 870 тыс. зрителей могли любоваться не только легковыми автомобилями и грузовиками, но и запасными частями и аксессуарами, которые представили более чем 700 участников, из них 86 иностранных компаний. В 1961 году на салоне был установлен абсолютный рекорд для мероприятий, когда-либо устраивавшихся во Франкфуртском выставочном центре: его посетило более 950 тыс. человек. Гвоздем салона тогда были программы безопасности автомобиля - и прежде всего ремни безопасности. Вызвали интерес и впервые показанные бензоколонки самообслуживания. Самый дешевый автомобиль, показанный на автосалоне, стоил 3 тыс. марок, а самый дорогой - 320 тыс. марок, столько стоил 35-тонный самосвал.

Салон-1963 прошел без каких-либо потрясений, зато IAA-42 в 1965 году стал настоящей сенсацией - в Европе впервые была продемонстрирована продукция японских автомобилестроителей. Кроме того, европейская публика смогла впервые увидеть автомобили, укомплектованные транзисторными приемниками.

На последнем Франкфуртском автосалоне шестидесятых годов были представлены технологии будущего - электронная система впрыска. Ее независимо друг от друга демонстрировали пять производителей. Тогда же были презентованы три автомобиля с кузовами спорт-купе, частично или полностью изготовленными из пластика. Дебютировали в тот год и системы автоматического управления транспортными потоками. Особое внимание уделялось энергосбережению и системам безопасности автомобиля. IAA-44 называли выставкой прогресса.

В 1989 году Франкфуртский салон вновь стал рекордсменом: его посетило более 1 млн 233 тыс. зрителей и 6,5 тыс. журналистов из 42 стран мира. Выставка проходила под девизом: "Автомобиль - технология для человечества". Этот салон примечателен еще и тем, что был последним, где демонстрировались одновременно легковые, коммерческие и грузовые автомобили. После него выставка коммерческих и грузовых машин переехала в Ганновер, где с успехом проводится до сих пор. А Франкфуртский автосалон теперь полностью посвящен пассажирским автомобилям и всему, что связано с их производством и эксплуатацией.

Но автосалон во Франкфурте неправильно было бы рассматривать только как автомобильную выставку. Он давно стал крупнейшим явлением культурной жизни страны, да и всей Европы, пожалуй. В его рамках проводятся экспозиции старинных автомобилей, пробеги антикварной техники. Так, в 1999 году проводилась выставка, посвященная 100-летию Германского автомобильного клуба, который, кстати, был в числе организаторов Берлинских автосалонов в начале ХХ века. Свою продукцию на автосалоне демонстрируют книжные и журнальные издательства, специализирующиеся на автомобильной тематике. Каждый уважающий себя коллекционер - не только масштабных автомобильных моделей, но и значков, старинных книг, журналов - считает своим долгом посетить выставку. Одним словом, Франкфуртский автосалон теперь уже превратился в настоящее культурное событие.

Константин Шляхтинский