Методика исследования

Спецвыпуск
Москва, 01.10.2001
«Эксперт» №36 (296)

Респонденты. В качестве респондентов в нашем исследовании выступали топ-менеджеры из разных отраслей бизнеса и эксперты из следующих регионов:

Москва -100 человек;

Санкт-Петербург - 50 человек;

Уфа, Казань, Красноярск, Владивосток, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск - по 20 человек.

Хотя исследование направлено на оценку мнений в предпринимательской среде, в числе респондентов представлены также руководители органов власти и депутаты. Подобное допускалось лишь в том случае, если эти люди в прошлом были крупными руководителями ведущих компаний. Подробно структура респондентов представлена на диаграммах 1-3.

. Состав респондентов по форме участия в бизнесе
. Состав респондентов по отраслевой принадлежности
. Статусная структура респондентов

Анкета. В ходе исследования эксперты заполняли анкету, касающуюся ресурсов (факторов) эффективного менеджмента. Вопросы анкеты были выработаны в ходе прошлогоднего исследования (см. "Эксперт" N18 за 2000 год).

I. Назовите не менее 10 человек, которые являются лучшими менеджерами. Начните с менеджеров вашей отрасли, затем переходите к другим отраслям.

II. Оцените по пятибалльной шкале, в какой степени названным вами менеджерам присущи следующие качества (ресурсы) эффективного менеджмента:

- менеджерский профессионализм - знание и умение применять менеджерские функции, приемы, технологии, методики;

- способность одинаково эффективно работать в разных отраслях, универсализм;

- умение собрать менеджерскую команду, делегировать коллегам ответственность за важнейшие решения;

- доверие, авторитет среди коллег, равных по статусу;

- эффективность взаимоотношений с властью всех уровней в интересах своего бизнеса (дополнительный вопрос, задавался только в Санкт-Петербурге);

- влияние предприятия, управляемого менеджером, на экономику региона (дополнительный вопрос, задавался только в регионах);

- способность адаптироваться к изменениям (смена ситуации на рынке и т. п.) (дополнительный вопрос, задавался только в регионах).

Почему появились дополнительные вопросы? Дело в том, что топ-менеджеры - а именно они в основном и опрашивались в ходе нашего исследования - люди чрезвычайно занятые, а иной раз и капризные. У них нет времени заполнять длинные анкеты. Поэтому количество вопросов безжалостно сокращено. Однако в провинции, где интенсивность жизни все же поменьше и люди поконтактнее, нам удалось навязать респондентам побольше вопросов.

III. Понимая, что эти вопросы не охватывают всего многообразия качеств топ-менеджера, мы предлагали дать обобщенную, цельную оценку каждого из упомянутых менеджеров - по пятибалльной шкале.

Списки ведущих менеджеров. По результатам обработки анкет были выявлены три группы ведущих топ-менеджеров страны:

- менеджеры, признанные на федеральном уровне, федеральные лидеры. Критерий отбора в эту группу - эта персона была названа экспертами не менее чем в трех регионах;

- менеджеры, названные лучшими в двух регионах более чем пятью экспертами, межрегионал

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (296) 1 октября 2001
    Война
    Содержание:
    Новое новое мышление

    Источник глобального терроризма - не афганские талибы, а арабские нефтедоллары

    Международный бизнес
    Политика
    Культура
    На улице Правды
    Реклама