Мания преследования

Экономика и финансы
Москва, 01.10.2001
В гражданской войне государства с налогоплательщиками грядут новые битвы

Недавно в Государственную думу был подан правительственный законопроект о внесении изменений в статью 20 ("Взаимозависимые лица") и статью 40 ("Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения") первой части Налогового кодекса РФ. Знакомство с этим последним образчиком либерально-реформаторской мысли повергает в изумление.

Смысл статьи 40 заключается в том, чтобы предоставить налоговым органам право использовать при начислении налогов не фактическую цену сделки, а некую "правильную" цену, называемую рыночной. Нужно это для того, чтобы бороться с "занижением" цен и, следовательно, налоговой базы.

Доначисление налогов и пеней может производиться и по действующей редакции в случае сделок между взаимозависимыми лицами, однако список критериев взаимозависимости в новом варианте статьи 20 существенно расширяется. В частности, к таковым относятся аффилированные лица (по антимонопольному законодательству, в их число включаются и так называемые группы лиц), что резко расширяет область применения данной нормы. Далее, законопроект объявляет взаимозависимыми, например, два юридических лица, для которых существует третье лицо, прямо или косвенно владеющее двадцатью и более процентами акций этих компаний. Выходит, что продавец, чтобы при заключении сделки застраховать себя от попыток пересмотра цены со стороны налоговиков (ст. 40), должен иметь информацию о составе акционеров своего покупателя. Учитывая законодательные требования конфиденциальности реестров акционеров, новая редакция статьи 20 ставит хозяйствующие субъекты в зависимость от наличия у них информации, которой они заведомо не могут обладать, более того - от третьего лица, о самом существовании которого они могут даже не догадываться.

Согласно статье 40, налоговые органы при начислении налогов в некоторых случаях могут исходить не из цены сделки, а из вычисляемой ими самими "рыночной цены". Подобная ситуация, согласно законопроекту, возникает, когда цена сделки отклоняется более чем на 15% от рыночной цены идентичных или однородных товаров. Это означает, что такие действия, как сезонные скидки в магазинах, скидки постоянным клиентам, распродажа вышедшей из моды одежды, ценовая конкуренция и т. д., могут повлечь за собой санкции налоговых органов. Последние получают мощный рычаг воздействия практически на любое российское предприятие. Попутно создается механизм принудительной картелизации продавцов на рынках товаров и услуг.

Одним словом, законопроект о внесении поправок в статьи 20 и 40 НК РФ представляет собой не что иное, как попытку протащить "через черный ход" старое доброе регулирование цен, хорошо знакомое нам по советской экономике.

Не лишен законопроект и некоторого простодушного лукавства. Если налоговые органы сочли цену сделки заниженной, то продавцу налоги будут пересчитаны исходя из более высокой цены. А вот покупателю налоги не будут пересчитаны с учетом повышения его затрат. То есть, налоговая нагрузка на честных налогоплательщиков возрастет, причем непр

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (296) 1 октября 2001
    Война
    Содержание:
    Новое новое мышление

    Источник глобального терроризма - не афганские талибы, а арабские нефтедоллары

    Международный бизнес
    Политика
    Культура
    На улице Правды
    Реклама