Слоненок из "Окон РОСТА"

Культура
Москва, 01.10.2001
«Эксперт» №36 (296)

Открывшаяся на прошлой неделе в галерее "Явь" выставка "Автобус номер двадцать шесть" - это два события сразу. Первое - появилась новая художественная галерея, всерьез работающая с отечественным искусством ХХ века. Второе - это выставка художника, чьи произведения знает едва ли не все наше население, причем с детства. Нет, это не Репин. Это Владимир Лебедев - автор лучших иллюстраций к "Цирку", "Пуделю", "Усатому-полосатому", "Тихой сказке" и прочим книжкам Маршака, которые в представлении не нуждаются.

Лебедев, который долго ходил в "новаторах и реформаторах детской книги", начинал вполне буржуазно - до революции иллюстрировал умилительный детский журнал "Галчонок". Сразу после - вместе с мастерами "серебряного века" Александром Бенуа и Юрием Анненковым работал в "Елке" - рабоче-крестьянском наследнике "Галчонка". Затем все изменилось -вместе с Маяковским и Родченко он занялся плакатами для "Окон РОСТА". Из этих-то "Окон" и пришли его лучшие иллюстрации двадцатых годов - к "Слоненку" Киплинга, "Вчера и сегодня", "Цирку" Маршака. По существу, "Цирк" - это книжка рисунков Лебедева с подписями Маршака. Там - знаменитое "по проволоке дама идет, как телеграмма", там - супрематические по духу, совершенные композиции Лебедева.

Конечно, рафинированный аскетизм этой графики, столь понятный в двадцатые годы, начал выходить из моды уже накануне войны. И в иллюстрациях Лебедева к тому же Маршаку сороковых-шестидесятых появилась пряничная пухлявость в духе времени, когда воплощением всего детского был розовощекий пупс с шоколада "Аленка". Но это, как говорится, совсем другая сказка. А та, главная, осталась в двадцатых, вместе с лучшими образцами нашего полиграфического дизайна.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (296) 1 октября 2001
    Война
    Содержание:
    Новое новое мышление

    Источник глобального терроризма - не афганские талибы, а арабские нефтедоллары

    Международный бизнес
    Политика
    Культура
    На улице Правды
    Реклама