Сделай сам

Повестка дня
Москва, 01.10.2001
«Эксперт» №36 (296)

На прошлой неделе новый гендиректор Московского вертолетного завода имени Миля (МВЗ) Юрий Андрианов принял решение аннулировать все ранее выданные лицензии на проведение работ по модернизации и ремонту вертолетов марки "Ми", независимо от срока их действия.

По официальной версии, высказанной господином Андриановым, "необходимость проведения такой акции вызвана тем, что в свое время лицензий было выдано слишком много, и есть большие сомнения в том, что фирмы получившие их, детально соблюдают технологию работ по ремонту милевских машин". Дескать, участившиеся аварии, в частности, вертолетов Ми-8 свидетельствуют именно об этом.

На самом же деле причина решительных действий главы МВЗ несколько иная. Хотя лицензий МВЗ выдал действительно много (по нашим данным, не менее 25), фирмы, получившие эти лицензии и проводившие работы по ремонту, модернизации и продлению ресурсов вертолетов, не платили за это разработчику положенные проценты. Эта ситуация усугубила и без того тяжелое финансовое положение завода и приблизила его банкротство (весной завод вышел из этого состояния). Ежегодные потери МВЗ составляли 10 млн долларов.

Прежние топ-менеджеры вертолетного завода Александр Талов и Сергей Стежко не только предоставили лицензии ремонтным фирмам Словакии, Венгрии, Литвы, Польши, Болгарии и других стран, но и сами поучаствовали в организации бизнеса по крайней мере двух таких структур. Первая из них - авиаремонтный завод во вьетнамском городе Дананг, вторая - колумбийская фирма "Медэйр". Никакой выгоды МВЗ от существования этих, как, впрочем, и многих других, фирм не получал. Сейчас в мире эксплуатируется 7 тысяч вертолетов "Ми", и если бы фирмы, продлевающие их ресурс, платили МВЗ положенные проценты хотя бы только за авторские права, завод за последние 5-7 лет получил бы как минимум 25-30 млн долларов.

По словам Юрия Андрианова, МВЗ будет эксклюзивным владельцем прав на выполнение всего комплекса ремонтных работ и продление ресурса гражданских машин "Ми". При этом глава МВЗ предостерег владельцев вертолетов от пиратской модернизации машин, заявив, что его завод не несет никакой ответственности за это. Впрочем практика показывает, что бедные страны и авиакомпании обслуживаются именно у пиратов. Например, почти весь парк старых "МиГов" на Африканском континенте пиратским образом модернизирован израильскими фирмами.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (296) 1 октября 2001
    Война
    Содержание:
    Новое новое мышление

    Источник глобального терроризма - не афганские талибы, а арабские нефтедоллары

    Международный бизнес
    Политика
    Культура
    На улице Правды
    Реклама