Русский стиль менеджмента

Спецвыпуск
Москва, 01.10.2001
Опрос 400 топ-менеджеров из 14 крупнейших промышленных центров России дает представление об особенностях русского бизнеса и менеджмента

Мы хотим решить простую задачу: выяснить, сколько в России профессиональных менеджеров и что это за публика. Зачем? Потому что думаем, что наступает их пора, время, когда управленцы будут определять главное в экономической жизни огромной страны. Не кооператоры, брокеры, банкиры, олигархи и медиамагнаты, а именно менеджеры, новая, чрезвычайно активная и влиятельная социально-профессиональная группа.

В стране завершается передел собственности и на первый план выходит не захват активов, а их упорядочение, выстраивание бизнеса и управление им. Кто этим будет заниматься? Либо собственник научится сам, либо наймет профессионала. Третьего не дано, третий путь - проиграть более эффективному менеджменту и потерять бизнес.

Квалифицированный управленец становится ключевой фигурой в конкурентной борьбе. А, кстати, сколько их? Хватит на всех? И что обеспечивает эффективный менеджмент? Можно ли этому научиться? Существуют национальные российские особенности менеджмента или его законы всюду одинаковы? А сколько они зарабатывают?

Сразу скажем, ответа на последний вопрос мы, сколько ни старались, так и не получили, никакая социология не помогла, молчат, как партизаны. Поэтому подозреваем, что много. А вот сколько всего в стране признанных топ-менеджеров, мы все же вычислили: их полторы-две тысячи человек.

Не густо, максимум, человек по двадцать-тридцать на субъект федерации. Но именно эти люди наряду с административно-политической элитой и правят страной, причем их влияние на власть усиливается. Так с кем же мы имеем дело?

Старт проекта по изучению лидеров российского менеджмента пришелся на прошлый год - тогда мы провели опрос в Москве (см. "Эксперт" N18 за 2000 год). В этом году исследование (Сбор и обработка анкет - Центр региональных прикладных исследований. В работе участвовали Ю. Полунин (руководитель), С. Аржененко, С. Балабанов, Ф. Барбаров, Н. Бычков, П. Горский, С. Дорохин, Н. Коврова, Н. Маликова, И. Перминова, А. Романов, А. Салагаев, О. Соколина, Г. Татаринова (оно проходило в первом полугодии) велось уже в гораздо больших масштабах - в 14 крупнейших промышленных центрах страны включая обе столицы. Публикуемые списки лидеров делового сообщества далеко не исчерпывают всего исследуемого сословия: большинство регионов страны остались за рамками выборки, да и в охваченных исследованием городах мы нашли, конечно же, не всех.

Россия в целом

(его вес в общей оценке эффективности менеджмента - 35%); доверие, авторитет среди равных по статусу оценены примерно одинаково с умением создать команду; последний по значимости ресурс - универсализм, его вес лишь 15%. Таким образом, для эффективного российского менеджмента характерен акцент на профессионализм и умение взаимодействовать со средой, ведь доверие, авторитет и способность собрать команду суть характеристики общения со средой (суммарный вес этих ресурсов - 50%). Это говорит о том, что в России деловое общение играет доминирующую роль в восприятии качеств топ-менеджера. В то же время универсализм, способнос

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (296) 1 октября 2001
    Война
    Содержание:
    Новое новое мышление

    Источник глобального терроризма - не афганские талибы, а арабские нефтедоллары

    Международный бизнес
    Политика
    Культура
    На улице Правды
    Реклама