Forte

Культура
Москва, 08.10.2001
«Эксперт» №37 (297)
Михаэль Ханеке считает, что любовь - это самоистязание

В прокат вышел фильм Михаэля Ханеке "Пианистка". Полноправный владелец трех главных призов главного в мире кинофестиваля - Каннского.

Вы уже знаете Ханеке в лицо, вы видели его "Жестокие игры". Это лицо злое, а почему вы рассчитываете на сладкую улыбочку? Вы ее не заслужили. Не будет вам такой улыбочки, а будет бесстрастным тоном рассказанная история страсти.

Эрика, учительница музыки и сама пианистка, дочка пьющей мамы, пристрастна к нетрадиционному сексу. К совсем нетрадиционному, а не к тому, о чем вы подумали. Эрика одинока. После работы, обманывая маму россказнями про дополнительные занятия, она ходит в порнокинотеатр. Там вкушает глазами непотребство, занюхивая салфеткой, которой предыдущий посетитель вытирал собственные излияния. Погодите плеваться, брыкаться и отбрасывать журнал в сторону. Иначе вы уподобитесь Вальтеру, ученику Эрики. Он любит ее и не может понять всех тех, с позволения сказать, чудачеств, что она ему предъявляет в качестве инструкции: садись мне на лицо, бей меня, засунь мне чулок в глотку.

Эрика рукой совершает известные манипуляции, заставляя его смотреть в глаза. Вальтер, негодуя, произносит какие-то пышные слова про то, что мужчину нельзя унижать и проч. Он видит в этом унижение, бедный мальчик. Он не видит в этом любовь. А Ханеке снял кино про любовь, которая таковой бывает, что уж тут. Самая точная рифма к "Пианистке" - фильм Александра Сокурова "Молох". Там молодая женщина, звать Евой Браун, любила отвратного, ничтожного мужчину, звать Адольфом Гитлером. Но она его любила - и баста, остальное чушь, пыль, вздор. Ева любила "такого", а Эрика любит "так". Сокуров и Ханеке выбрали очень правильный тон в разговоре про любовь. Другие разговоры про это бессмысленны. Пронять, пробрать может только любовь-самоистязание, потому что любовь и есть самоистязание, разве нет?

О том, что Изабель Юппер - большая, очень большая актриса, я и раньше догадывался, были основания. О том, что Бенуа Мажимель способен на многое, я узнал благодаря Ханеке. Про Анни Жирардо не будем, она в комплиментах не нуждается, но от одного не удержусь: блистательна. Эти трое и режиссер четвертым - авторы оплеухи под названием "Пианистка".

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (297) 8 октября 2001
    Россия-запад
    Содержание:
    Нас объединяет стыд

    Если Россия хочет в Европу, она должна полеветь

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама