Незаданная цель

Повестка дня
Москва, 08.10.2001
«Эксперт» №37 (297)

В прошлый четверг в 13:45 в 185 километрах юго-западнее Сочи потерпел катастрофу самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" следовавший чартерным рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. Лайнер взорвался в воздухе, его обломки затонули в Черном море на двухкилометровой глубине. Все 65 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Свидетелем трагедии стал первый пилот самолета Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян. Его самолет летел двумя километрами ниже лайнера "Сибирь". Ованесян видел, как Ту-154 взорвался в воздухе, стал падать, а затем еще раз взорвался при ударе о воду. Это обстоятельство сразу же дало основание министру транспорта Израиля Эфраиму Шнэ заявить, что катастрофа произошла в результате террористического акта. Не исключают этого и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и президент России Владимир Путин.

Впрочем, против версии теракта имеются серьезные аргументы. Сбить самолет в центре моря на высоте 10-11 км можно только современными зенитно-ракетными комплексами с берега или комплексами малой дальности с корабля. Но у террористов нет ни кораблей, ни современных ЗРК. Доставить же бомбу на борт лайнера незаконным путем в Израиле невозможно. В аэропорту Бен-Гурион, откуда вылетел Ту-154, жесточайший режим контроля. Пассажиров и лайнер проверяют по три-четыре раза, а весь багаж помещают в барокамеры (при перепаде давления бомбы взрываются).

Еще одна версия - самолет взорвался из-за технической неисправности - вообще не выдерживает никакой критики. Во-первых, лайнер был довольно новый. Во-вторых, за шесть минут до взрыва командир корабля Евгений Гаров выходил на связь и доложил, что "все нормально". За такое время на борту не может произойти никакая техническая неисправность, способная привести к взрыву.

Гораздо более разумной выглядит версия, что самолет был сбит ракетой среднего или дальнего радиуса действия украинских вооруженных сил, которые в это время проводили учения на северо-востоке Крымского полуострова. Именно это и зафиксировали американские спутники. Это же подтверждает и российский диспетчер. Впрочем, военные США предпочитают не говорить о том, кто именно выпустил ракету, а лишь допускают эту возможность. Украинцы же все отрицают. Начальник пресс-службы ВМС Украины Николай Савченко, заявил, что ВМС Украины "никак не могли поразить Ту-154". По его словам, стрельбы проводились с побережья, воздуха и моря по беспилотным самолетам типа "Рейс" из комплексов С-125, С-200 и С-300, а ТУ-154 находился в 290 км от района стрельб. Последнее означает, что ракеты, выпущенные из комплексов С-125 и С-200, сбить наш лайнер не могли, а вот из комплекса С-300 - могли вполне. Эффективная дальность поражения цели ракетами, выпущенными из С-300, может существенно превышать 200 км. Конечно, в теории ракета в случае отклонения от курса должна самоуничтожиться. Но на практике бывает иначе. Например, в августе этого года на полигоне Капустин Яр при испытании комплекса С-400 с ракетами от С-300 произошел сбой. По словам главкома ВВС России Анатолия Корнукова,

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (297) 8 октября 2001
    Россия-запад
    Содержание:
    Нас объединяет стыд

    Если Россия хочет в Европу, она должна полеветь

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама