"До" и "после"

Культура
«Эксперт» №38 (298) 15 октября 2001
После американских взрывов восприятие искусства изменилось

"Искусство 'до того'" - такой термин появился после событий в США 11 сентября. Тогда произошел сдвиг в восприятии многого, и в частности искусства. Экспозиции некоторых стендов берлинского "Арт-Форума" были продуманы еще "до", на других - уже чувствуется пережитый опыт. Теперь одно превратилось в декорацию, другое обрело новый смысл. Теперь все, что связано с темой смерти, можно воспринимать только всерьез.

Диалог культур со спонсором

На берлинском "Арт-Форуме" выставляется на продажу искусство последних пяти лет. В Германии это вторая по значению ярмарка современного искусства после Кельнской. Однако проведение следующего "Арт-Форума" под вопросом. У главного спонсора - Берлинского банковского общества - дела последнее время идут не лучшим образом. Правительство Берлина в очередной раз отказало организаторам в финансовой поддержке, мотивируя это тем, что галереи как коммерческие предприятия должны обходиться собственными силами. Фонд немецкой лотереи, выделивший в прошлом году 100 тыс. марок на закупку современного искусства для берлинских музеев, в этот раз тоже остался в стороне. Да еще и Фолькер Диль, постоянный участник ярмарки "Арт-Москва", берлинский галерист и менеджер Общества европейских галерей, передает бразды правления "Арт-Форумом" в руки дирекции Берлинских ярмарок.

Несмотря на недолгую историю, берлинская ярмарка искусства уже выработала собственные традиции. Одна из них - "открытость на Восток". "Арт-Форум" позиционирует себя не только как клуб для проведения коммерческих операций, но и как место для диалога между культурами. В этом году здесь обсуждались такие темы, как "Объединение Европы - польская художественная сцена и европейская культурная политика", "Китайское искусство сегодня". Впервые присутствующие на форуме три галереи из Китая создали общую с берлинской галереей Asian Fine Arts экспозицию на огромном стенде в 160 м2. Совместная экспозиция нескольких галерей - другая традиция Берлина, ее уже успешно заимствуют другие международные ярмарки.

Русское искусство на Форуме

Российское искусство представлено в этом году скромнее, чем в прошлом. Московские галереи "Риджина" и "XL" в последний момент отменили поездку в Берлин. Из шести российских участников прошлого года остались только два - московская галерея "Айдан", без которой берлинскую ярмарку уже трудно представить, и галерея "Арка" из Владивостока, второй год представляющая на ярмарке художников своего города - Светлану Маковецкую, Михаила Павина, Александра Пыркова. В этом году хозяйка "Арки" Вера Гладкова расширила свою экспозицию цветными фотоработами московской художницы Ирины Кориной и черно-белыми фотографиями Константина Шульги. Две работы Маковецкой (по 2000 марок) и две Шульги (по 1500 марок) нашли на ярмарке новых владельцев.

Центральное место на стенде "Айдан" было отведено под серию работ "Нимбы" художника Сергея Шутова, представлявшего Россию в национальном павильоне на последней Венецианской биеннале. Работы на стенде, развивающие технологию бумажных аба