Монополисты прекрасного

Культура
«Эксперт» №40 (300) 29 октября 2001
Открытие галереи "Эрмитаж-Гуггенхайм" должно принести России миллионы

Вопросы к нам, русским журналистам, начались еще в самолете Москва-Сиэтл: летите в Лас-Вегас? Что, играть? Отдыхать? Нет, ну тогда зачем? Открывать музей Гуггенхайма и галерею "Эрмитаж-Гуггенхайм"? В отеле-казино "Венецианец"? Вот это да! Простодушные американцы в удивлении чесали затылки и подпирали челюсти руками.

Октябрьский музеепад

Действительно, как бы парадоксально это ни звучало, в Лас-Вегасе, всемирно известном международном игровом курорте, в моду входят музеи. Сначала, 4 октября, в отеле "Венецианец" открылся музей современного искусства "Гуггенхайм Лас-Вегас" - пятый филиал крупнейшей в мире частной музейной системы.

Вход в музей - в самом центре "Венецианца": когда вы пройдете фойе, отдаленно напоминающее Сикстинскую капеллу, и неизбежное для Лас-Вегаса казино, то под самым потолком увидите надпись, составленную огромными зеркальными буквами, - "Гуггенхайм Лас-Вегас". Выставочный зал под названием "Большая коробка" спроектировал знаменитый голландский архитектор Рем Коолхаас. Первая выставка музея - "Искусство мотоцикла", знаменитейшая экспозиция, посвященная развитию двухколесного моторного транспорта. Впервые она была показана в Нью-Йорке в 1993 году и теперь путешествует по миру. Оформитель экспозиции не менее известный, чем Коолхаас, архитектор Фрэнк Гери.

"Искусство мотоцикла" - зрелище ошеломляющее. Представьте себе помещение цеха, где под потолком висит тридцатипятитонный кран. В глаза он, правда, бросается не сразу в отличие от нежно-салатовой широкой лестницы, ведущей в подземный уровень нового музея. Освещается этот цех сквозь гигантское окно в крыше. С продуманной беспорядочностью на дощатых подиумах размещены мотоциклы, велосипеды с мотором, мотороллеры - от самых первых реликтовых симпатичных уродцев до сверхсовременных четырехсотсильных монстров. Дополняют экспозицию высоченные зеркальные загогулины-скульптуры-перегородки. Они спускаются с уровня на уровень, членят пространство на криволинейные отсеки, многократно увеличивая и искажая действительное количество и настоящий облик сверкающих хромом и эмалью экспонатов. На стенах-экранах - видеопроекция, из колонок доносится рев моторов и визг тормозов. Не выставка, а какой-то исторический съезд байкеров!

Томас Кренц, председатель Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, на открытии музея тоже выступил в байкерском амплуа. Он был одет в футболку с сальными пятнами, запыленный комбинезон и мотоботы до колен. "Это не маскарад, - убеждал всех Кренц. - Мы с друзьями из мотоклуба Гуггенхайма - Деннисом Хоппером, Джереми Айронсом и другими - только что приехали из Лос-Анджелеса на мотоциклах!"

На следующий день здесь же, в "Венецианце", в присутствии российского министра культуры Михаила Швыдкого и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского открылась музейная галерея "Эрмитаж-Гуггенхайм". Это первое в истории российского музейного дела совместное предприятие, где у партнеров - Государственного Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма - равные доли. "Гуггенхайм-Эрмитаж" стал первым представите