Форды вернулись

Международный бизнес
«Эксперт» №42 (302) 12 ноября 2001

Главный исполнительный директор компании Ford Motor Жак Нассер оставил должность. Его место занял председатель совета директоров, представитель семьи Форд (в руках которой находятся около 40% акций компании), Уильям Клэй Форд-младший. Официальным поводом для отставки Нассера, большую часть жизни проработавшего в Ford, стали убытки за последние два квартала. Кроме того, на его отставку повлиял скандал вокруг покрышек Firestone, а также позиция дилеров Ford в США, недовольных дилерской политикой компании.

Несколько дилеров в США были (в виде эксперимента) приобретены компанией еще до того, как Нассер ее возглавил. Однако при нем эта практика стала особенно популярной. Обычные дилеры Ford, работающие по договорам, жестко критиковали подобную политику, а многие менеджеры компании полагали, что купленные дилеры не имеют необходимой мотивации для работы, и выступали за их продажу. Однако Нассер намеревался продолжить скупку дилерской сети (из-за чего терял доверие дилеров). Сразу же после своего назначения Уильям Форд попросил дилеров в США прислать предложения по улучшению работы компании с ними.

Вторым промахом Нассера стал скандал с покрышками Firestone, которые стали причиной многочисленных аварий внедорожников Explorer. Ошибка обошлась компании в 3 млрд долларов (отзыв части проданных внедорожников для замены покрышек). В ходе судебных слушаний выяснилось что компания знала об аналогичных авариях (и даже проводила исследования покрышек в США), но замалчивала известные ей факты. Опубликованная в Интернете стенограмма показаний Нассера судьям "раскрыла" его как руководителя, не способного брать на себя ответственность. На любые технические вопросы (о покрышках или машине) он отвечал, что не знает, что сказать, или отсылал судей к инженерам компании. Теперь Уильям Форд пытается убедить потребителей в безопасности внедорожников Ford.

Новым финансовым директором компании стал Ник Шили. Именно он, а не Форд, будет заниматься текущими операциями компании. Первым делом ревизии подвергнутся инвестиции Ford в интернет-проекты и производственная политика недавно приобретенных компаний, в частности Volvo. Кроме того, компания намерена закрыть несколько заводов в США.