Паутина влияния

Экономика и финансы
«Эксперт» №42 (302) 12 ноября 2001
Какие страны и почему являются центрами экономической силы в современном мире

Переход двенадцати европейских стран на единую валюту повлек за собой оживленную полемику среди экономистов. Наибольший интерес вызвали проблемы изменения контуров валютных зон и окончание монопольного использования доллара в качестве резервной валюты. Появилось несколько прогнозов изменения мировых валютных зон и перераспределения уровня влияния некоторых государств (аналитики "Эксперта" представили свой сценарный прогноз формирования валютных зон в материале "Мир переходит на условные единицы" в N33 журнала за прошлый год).

Однако подход к определению зон экономического влияния, основанный только на анализе монетарного фактора, на наш взгляд, не совсем корректен, поскольку доминирование валюты в регионе является далеко не единственным, и уж точно не основным, рычагом экономической экспансии. Более того, во многих случаях конвертируемость национальной валюты вообще выступает производной от других параметров внешнеэкономической деятельности.

Подход, основанный на доминировании валюты, нам кажется несколько упрощенным, а полученные при его использовании результаты не полностью раскрывают соотношение сил в мировой экономике. Представляется целесообразным положить в основу классификации государств совокупность факторов, позволяющих однозначно описать их экспансионистские возможности.

Как считать

Прежде всего необходимо выяснить, какие рычаги экономической экспансии используются различными государствами для вовлечения и удержания зарубежных стран в сфере своих экономических интересов.

Анализ политических документов ряда стран, практических действий правительств во внешнеэкономической сфере и теоретических трудов по данной проблеме показал, что в самом общем случае рычаги экономической экспансии можно объединить в три большие группы:

- воздействие на величину, динамику и отраслевую структуру иностранных инвестиций, поступающих в экономику подконтрольного государства;
- влияние на объем и структуру импортных потоков зависимого государства, а также контроль за его экспортными рынками;
- контроль внешнего долга и влияние на курс национальной валюты зависимого государства.

Другими словами, речь идет о способности государства-лидера воздействовать на товарный поток, поток капиталов и на финансы зависимой страны.

Если абстрагироваться от риторики и конъюнктурных заявлений, то становится очевидным, что внешнеэкономическая политика каждого государства направлена на создание благоприятных условий для расширения экспорта собственной, прежде всего высокотехнологичной, продукции и на защиту своих рынков. Многие страны приветствуют экспансию национального капитала за рубеж, а доступ иностранных инвесторов стремятся увязать с поступлением в страну передовых технологий и с созданием новых рабочих мест. Наконец, многие страны борются за конвертируемость национальной валюты и добиваются расширения территории ее обращения.

Второй важный вывод заключается в том, что привязка валюты зарубежных государств к собственной национальной валюте, как правило, является производной

Методика анализа экономической силы государств

В зависимости от влияния, оказываемого государствами на мировую экономику, среди них были выделены мировые и региональные экономические лидеры, зависимые государства и страны, которые не входят в зону экономического влияния ни одного из государств и не имеют собственной зоны экономического влияния. Региональные лидеры подразделялись на лидеров первого и второго порядка.

Мировым лидером считалось государство, оказывающее наибольшее экономическое влияние на развитие двух и более регионов и активно участвующее в экономической жизни большинства других регионов.

Региональный лидер первого порядка - государство, оказывающее подавляющее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе. Региональный лидер может находиться как внутри, так и вне данного региона.

Региональный лидер второго порядка - государство, оказывающее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе, но само находящееся под влиянием одного из мировых лидеров. Региональный лидер второго порядка всегда находится внутри рассматриваемого региона.

Определение степени влияния государства на экономику того или иного региона осуществлялось нами на основе комплекса показателей, характеризующих рычаги экономической экспансии и жестко связывающих уровень развития государства с экономической ситуацией в регионе.

В частности, к этим показателям относятся:

1. Соотношение ВВП государства и среднего ВВП по региону.
2. Разница между ВНП и ВВП государства.
3. Конвертируемость валюты государства в регионе.
4. Доля продукции государства в структуре импорта стран региона.
5. Доля промышленных товаров в экспорте государства.
6. Доля импорта в ВВП государства.
7. Отношение объема внешних долгов стран региона, контролируемых государством, к их ВВП.
8. Отношение государственных средств, направляемых на обслуживание внешнего долга, к величине прироста ВВП.
9. Отношение суммы золотовалютных резервов, текущих доходов бюджета и экспортной выручки к объему краткосрочной задолженности.

Пороговые значения показателей устанавливаются для государств каждого региона. Это достигается благодаря использованию не абсолютных, а относительных величин. Так, доля промышленной продукции в экспорте государства должна превышать среднее по региону значение.

Для мировых и региональных лидеров, а также лидеров второго порядка предусмотрены различные пороговые значения. Критические величины выбирались по результатам обработки статистических данных, опубликованных международными организациями.

Критерий лидерства включает всю совокупность показателей, характеризующих экономическую экспансию государства, взятых с одинаковыми весами. При желании меру полезности каждого из них можно определить методом экспертной оценки.

Наш опыт использования построенного таким образом критерия лидерства показал, что различные государства с разной степенью интенсивности используют рычаги экономической экспансии. Так, Япония делает ставку на инвестиции национального капитала, в то время как США отдают предпочтение экспорту продукции. Германия гармонично использует оба этих рычага экономического влияния. Причем в случае США и Японии наблюдается неудовлетворение порогового значения одного из показателей экономической экспансии при существенном превышении порогового значения другим.

В связи с этим в критерий лидерства было введено следующее условие. В случае, когда один из двух вышеназванных показателей отличается от порогового значения на определенную величину, государство признается экономическим лидером, если величина второго показателя превышает пороговое значение на аналогичную или большую величину. Отклонение от порогового значения измеряется в процентах.

Хотим отметить, что отсутствие статистических данных не позволило на данном этапе определить пороговые значения некоторых показателей, характеризующих влияние страны через контроль государственного долга.

Кроме того, настоящая методика учитывает только экономические факторы и не учитывает политические, культурные, национальные, религиозные и другие взаимосвязи государств.