Бизнес в "зеленой" нише

Русский бизнес
«Эксперт» №43 (303) 19 ноября 2001

В Нижнем Новгороде завершился конкурс бизнес-проектов, направленных на защиту окружающей среды, "Экология и бизнес". На конкурс было подано 75 заявок, шесть из которых признаны победителями. объем запрашиваемых инвестиций - 100 млн рублей, срок окупаемости проектов - до полутора лет.

Приступая к реализации программы "Экология и бизнес", ее организатор, швейцарский фонд технического содействия Swisscontact, хотел показать, что в этой нише тоже можно зарабатывать прибыль, а экологические проекты, не покушаясь на бюджетные деньги, способны привлекать средства на условиях коммерческого финансирования, то есть платности, срочности и возвратности. Каждый участник конкурса имел возможность обратиться со своими бизнес-предложениями сразу к нескольким потенциальным инвесторам. В их числе были Волго-Вятский банк Сбербанка РФ, НБД-банк, филиалы КМБ-банка, Альфа-банка, а также партнеры Swisscontact в проведении конкурса: Фонд долевого участия в малых предприятиях (SEEF), Областной экологический фонд, Фонд поддержки малого предпринимательства "Фора", Ассоциация инвестиционных программ "Приволжская перспектива".

По словам банкиров, они рассматривали участие в конкурсе не как благотворительную акцию, а как нормальный бизнес. То есть, принимая решение о выдаче кредита, оценивали рентабельность проекта и способность заемщика расплатиться по кредиту. По этой причине для участников конкурса не предусмотрены льготы в виде пониженной процентной ставки. Впрочем, они получили поддержку в другой форме. Фонд Swisscontact привлек профессиональных консультантов и оплатил до 80% стоимости услуг по разработке бизнес-планов для лучших проектов, прошедших отборочный тур. А поскольку пять из шести проектов, рекомендованных для финансирования, оказались стартующими бизнесами, не имеющими достаточного залогового обеспечения, Swisscontact нашел гаранта в лице голландского фонда Stichting Doen, который предоставит банкам поручительство на часть заемных средств.

Проекты, отобранные конкурсной комиссией, связаны со сбором и утилизацией моторных масел и отработанных аккумуляторных батарей, производством безфреоновых автомобильных холодильников, древесно-полимерных материалов из отходов и др. Причем, по словам руководителя программы "Экология и бизнес" Александра Туманова, каждый проект решает сразу несколько задач. Так, научно-производственное предприятие "Экологические системы и технологии" будет заниматься переработкой отходов еловой коры с Балахнинского бумажного комбината и производством из этого сырья биологически активных препаратов. Компания "Росэкология" начнет выпускать хозяйственное мыло на основе очистки от жировой эмульсии сточных вод мясокомбинатов (которые с этими стоками сами не справляются). Мыло из такого бросового сырья получается дешевым и сможет составить конкуренцию традиционной для местного рынка продукции Нижегородского масло-жирового комбината. Во всяком случае маркетинговые исследования, проведенные при подготовке бизнес-плана, обнаружили интерес к будущей про