Братец Лис строит курятник

Экономика и финансы
«Эксперт» №44 (304) 26 ноября 2001
Проект нового Закона о приватизации оставляет лазейки для коррупции

В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором, решающем, чтении проект Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Этот проект внесен правительством и содержит целый ряд позитивных новаций. Это отказ от жесткой программы приватизации, которая заменена прогнозным планом, утверждаемым президентом. В приватизацию включаются земельные участки под объектами недвижимости (это теперь обязательно и по Земельному кодексу). Введены обязательность описания ограничений на участок, минимальная цена приватизации, новые рыночные способы приватизации. Весьма перспективными представляются такие способы приватизации, как продажа за пределами территории Российской Федерации, продажа через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 21, 22). Такая продажа выгодна и для бюджета, и для эмитента, поскольку дает последнему возможность сразу после завершения приватизации привлекать на долгосрочной основе денежные средства через размещение ADR.

Перечисленные нововведения вселяют оптимизм. И тем не менее проект изобилует недостатками, что не позволяет оценить его позитивно. Так, внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы из рядового способа приватизации перекочевало в определение приватизации (п. 2 ст. 2). Это странно, ведь если в частной собственности находится хотя бы одна акция акционерного общества, то внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада означает внеконкурсное "одаривание" этого лица (в проекте у таких счастливцев может быть до 25% акций). Очевидно, что такой вид приватизации противоречит декларированным в проекте принципам равенства покупателей и открытости (п. 1 ст. 2), создает условия для коррупции и неэффективного распоряжения общественной собственностью.

Сказанное в равной мере можно отнести и к продаже акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26). Привлекательным представляется название нового способа приватизации "путем публичного предложения" (ст. 23). Однако выясняется, что здесь право приобретения имущества предоставляется лицу, первому подавшему заявку, а договор должен быть заключен в тот же день, то есть преимущество будет у тех, кто получит эксклюзивную информацию от должностных лиц. Еще два ранее неизвестных способа приватизации вдруг появляются в переходных положениях и требуют внеконкурсной продажи - участникам долевой собственности, а также акционерам и работникам "народных предприятий" (п. 7 ст. 43). Однако непонятно, почему из-под действия Закона о приватизации исключена передача имущества некоммерческим организациям (п. 2.8. ст. 3).

Общепризнанным является утверждение, что демократия - это процедуры. С этой точки зрения демократичность проекта вызывает сомнения. В официальные условия приватизации памятников истории и культуры не включается "охранное обязательство". Оно заключается уже с победителем торгов (ст. 29). Такая схема нарушает требование ГК РФ о публичной оферте, создает условия для навязывания покупат