Север, который не потеряли

Спецвыпуск
«Эксперт» №45 (305) 3 декабря 2001

В Мурманской области есть свои интересы у многих лидеров отечественного бизнеса. Тем не менее областным властям удалось избежать финансово-промышленных войн и неблагоприятных последствий, связанных с переделом собственности. После кризиса начала и середины 90-х годов промышленность региона стала вставать на ноги, наращивать объемы и эффективность производства. Эти перемены в регионе связывают с именем губернатора Юрия Евдокимова. 2000 год Мурманская область завершила с профицитом в 170 млн рублей, однако с тех пор многое изменилось.

- Мурманская область относится к числу регионов, наиболее пострадавших от перераспределения налогов в пользу федерального центра. Говорят, что правительственный чиновник, рассчитывая в Москве трансферты для области, ошибся и поставил запятую не в том месте. В итоге перечисления из центра снизились в десять раз. Сегодня этот факт признают и в правительстве РФ, чему, возможно, немало способствовали и вы, указывая на дыры, образовавшиеся в областном бюджете. Изменится ли ситуация к лучшему?

- Будем надеяться, что справедливость будет восстановлена и финансовая поддержка региона существенно увеличится. Но проблема ведь в другом. В 2000 году налоговые поступления в региональный бюджет возросли настолько, что область при сохранении таких темпов должна была стать самодостаточной в финансовом отношении. Помешало, как вы справедливо отметили, перераспределение бюджетных потоков. Реально ли сейчас достичь полного самофинансирования? Боюсь, что нет. Бюджетная самостоятельность субъекта федерации зиждется на наличии у него рычагов управления региональной экономикой, стимулов к наращиванию налогооблагаемой базы, самостоятельности в принятии решений. Однако сегодня ничем из перечисленного регионы не располагают, поскольку на федеральном уровне не проводится политика, целью которой было бы увеличение числа сильных, независимых в финансовом отношении от центра территорий.

- Вы не согласны с политикой усиления федеральной власти?

- Я совершенно не против усиления федеральной власти и политической вертикали. Но как можно согласиться с ограничением самостоятельности регионов, прикрываемым флагом борьбы с региональным сепаратизмом? Перераспределение полномочий в хозяйственных вопросах, перекраивание финансовых потоков сводит усилия местных властей на нет, лишает регионы мотивации к напряженной каждодневной работе.

А почему бы не учитывать огромный законотворческий опыт регионов по созданию собственных экономических механизмов? Вы знаете историю с отменой закона Мурманской области "О зонах экономического развития (роста) Мурманской области"? Идеология их образования аналогична принципам создания свободных экономических зон, совершенно легально действующих в других регионах России. И если бы закон о зонах экономического роста начал работать, то, к примеру, на территорию Мурманской судоверфи пришли бы инвесторы, поскольку мы даем им право на льготы по уплате части налогов в областной бюджет. А если инвестор создает производство с числом ра

расположена на крайнем Северо-Западе России. Большая часть территории лежит за Полярным кругом. Кольский полуостров отличается от других районов Заполярья тем, что его северное побережье омывает теплое течение Гольфстрим, что благоприятно повлияло на развитие промышленного рыболовства, круглогодичного судоходства, перевалки грузов на экспорт, деятельность, связанную с арктическим побережьем России. Мурманская область считается одной из богатейших природных кладовых России. Уникальны месторождения апатито-нефелиновых руд, кианита, железа, редких металлов. Сегодня предприятия Кольского полуострова обеспечивают 100% российского производства сырья для фосфорсодержащих удобрений; тантала, ниобия, циркония и слюд вермикулита и флогопита, 45% никеля, 17% меди, 8,5% железорудного концентрата, около 10% алюминия. Мурманская область - одна из наиболее энерговооруженных в России. В 80-е годы геолого-разведочные работы на шельфе Баренцева и Карского морей выявили значительные ресурсы углеводородного сырья, оцененные в 90 трлн тонн условного топлива.