Автоконкуренция обостряется

Международный бизнес
«Эксперт» №48 (308) 24 декабря 2001

Американская компания General Motors отказалась от планов создания единой дилерской сети в Европе для своих брэндов Cadillac и Saab. Она также решила отложить на несколько месяцев запуск в продажу на европейском рынке новых моделей Cadillac. Это шаг, который фактически дезавуировал планы, о которых было объявлено всего два месяца назад, стал следствием пересмотра стратегии продаж, маркетинга и дистрибуции в Европе из-за начавшейся экономической депрессии. При этом General Motors продолжит инвестиции в брэнды Cadillac и Saab, конкурирующие в Европе с Audi (принадлежит крупнейшей автокомпании Старого Света - Volkswagen). Американцы также начали структурные реформы в Adam Opel, главном конкуренте Volkswagen в малом и среднем сегментах легковых машин.

Тем временем Volkswagen принял решение модернизировать свой основной завод в Вольфсбурге и дочерние компании: Seat в Испании, Skoda в Чехии, Rolls-Royce и Bentley в Великобритании. Причина перемен - недовольство акционеров раздутой администрацией компании, отсутствием финансовой прозрачности и все большим стиранием различий между разными брэндами. Новый подход должен дать возможность Volkswagen бросить вызов своим главным конкурентам - Ford, General Motors и Renault-Nissan, которые сейчас тоже агрессивно сокращают расходы.

Заниматься реструктуризацией решил и Fiat. Итальянская компания только что объявила о программе структурной перестройки, которая должна позволить ей сократить излишние мощности в автомобильной сфере и избавиться от непрофильных производств. Программа также понизит уровень общей задолженности примерно с 7,5 до 6 млрд евро к концу этого года и до 3 млрд евро к концу 2002 года. Задолженность появилась из-за постоянно растущих убытков Fiat Auto, чрезмерных инвестиций в новые модели и сокращения продаж.

В целом же продажи автомобилей в Западной Европе, несмотря на мрачные прогнозы после терактов в США 11 сентября, только в ноябре выросли на 4% (относительно ноября прошлого года) - до 1,135 млн штук. Это произошло благодаря резкому снижению цен в условиях обострившейся конкуренции, дешевому кредиту и агрессивному маркетингу. По темпам роста продаж в 2001 году в Старом Свете лидировали французские производители: реализация машин марки Renault выросла за 11 месяцев этого года на 14% (по сравнению с 2000 годом), а Citroen - на 3,5%.