Американские ракеты с русскими двигателями

Повестка дня
«Эксперт» №48 (308) 24 декабря 2001
Химкинское НПО "Энергомаш" подписало новое соглашение с американской Lockheed Martin в рамках контракта стоимостью 1 млрд долларов на поставку в США ста одного ракетного двигателя РД-180.

Американцы заинтересовались нашими ракетными двигателями еще в середине 90-х. В 1996 году Lockheed Martin объявила тендер на создание двигателя для первой ступени своей ракеты-носителя Atlas-3, который и выиграл "Энергомаш". Победа химкинских машиностроителей была закономерной: РД-180 примерно на 20% удешевляет производство самой ракеты. К тому же это самый мощный жидкостно-реактивный двигатель в мире. Первоначально американцы планировали приобрести у России лицензию и часть агрегатов двигателя производить на своих предприятиях, однако из-за ухудшения конъюнктуры на мировом рынке коммерческих космических запусков от этой идеи вскоре отказались и решили просто закупать у "Энергомаша" двигатели по мере надобности.

Как стало известно "Эксперту", с тех пор в США через компанию РД АМРОС, учрежденную "Энергомашем" и Pratt & Whitney на паритетных началах, было продано 13 двигателей. Первый старт Atlas-3, оснащенной РД-180, состоялся в мае 2000 года и прошел успешно. Воодушевленные успехом американцы приняли решение взять на себя более четкие обязательства и оснащать российскими двигателями не только Atlas-3, но и более мощную ракету Atlas-5. Сейчас американцы уже оплатили поставку 29 двигателей РД-180.

По словам генерального директора НПО "Энергомаш" Бориса Каторгина, в соответствии с новым соглашением его предприятие будет продавать в Америку по пять двигателей каждый год в течение примерно двадцати лет. Часть вырученных от исполнения американского контракта денег пойдет на разработку двигателя нового поколения РД-191 для наших новых ракет-носителей семейства "Ангара". Один из таких двигателей уже прошел четыре успешных огневых испытания. Г-н Каторгин сообщил, что на его предприятии сейчас находятся в производстве еще три двигателя РД-191. Они будут проходить огневые испытания в начале 2002 года.