Работяги или офшорники

В российской банковской системе доминирует именно тот сектор, который работает на экономический рост

Большинство российских банков сегодня тяготеет к одной из двух альтернативных стратегий развития, по-разному позиционирующих их на рынке, отводящих им различную роль в российской экономике.

Сутью первой стратегии, которую условно можно назвать стратегией внешнеэкономического посредничества, является аккумуляция дешевых ресурсов корпоративного, преимущественно экспорториентированного, сектора и их размещение в сравнительно малорискованные иностранные активы, приносящие небольшой, но стабильный доход (депозиты, кредиты, государственные ценные бумаги и т. п.). Банки, следующие этой стратегии, выполняют важную макрохозяйственную функцию - обеспечивают платежно-расчетный "интерфейс" экономических агентов с внешним миром. Они осуществляют интенсивный чистый вывоз капитала за рубеж, выступая по отношению к реальному сектору, как правило, в качестве чистых заемщиков (выданные кредиты меньше привлеченных средств). На внутреннем рынке эти банки работают в основном с валютными кредитами и депозитами.

Сутью второй стратегии, которую мы назовем стратегией внутренней экспансии, является агрессивное наращивание кредитования отечественных заемщиков, опирающееся на расширение мобилизации платных ресурсов внутри страны. Роль банков, придерживающихся этой стратегии, в экономике - направлять к предприятиям финансовые накопления других секторов, а также обслуживать внутренний платежный оборот. Банки второй стратегии осуществляют чистое кредитование реального сектора, а вот внешний мир кредитуют совсем мало либо вообще воздерживаются от этого. В их кредитно-депозитных операциях доминирует рублевая компонента.

С формальной точки зрения банки, отнесенные нами к этим стратегиям, различаются по двум критериям: по направлению опосредуемых чистых потоков капитала и по степени "валютизации" кредитно-депозитных операций. Банк относился нами к стратегии внешнеэкономического посредничества, если для него выполнялось по крайней мере два из трех следующих условий: доля чистого кредитования реального сектора в активах менее 10%, доля чистых иностранных активов в активах более 10%, доля валютных счетов в остатках на счетах и депозитах предприятий более 50%. Условиями отнесения банка к стратегии внутренней экспансии мы считали следующие: чистый кредит реальному сектору свыше 10% от активов, чистые иностранные активы менее 10% активов, доля валютных счетов - менее 50%.

Скажи, кто твой клиент

Выбор банком стратегии внешнеэкономического посредничества предопределяется прежде всего преобладанием в клиентуре экспорториентированных предприятий и/или фирм-нерезидентов. Как правило, такие банки имеют развитую международную корсеть, открытые кредитные или гарантийные линии ведущих зарубежных финансовых институтов. Для банков-"внешников" характерен низкий уровень аппаратных расходов (менее 2% активов) в связи с экономией на масштабах бизнеса и небольшим числом филиалов.

Эту стратегию реализуют Внешторгбанк, значительная часть банков, подконтрольных нерезидентам, и несколько крупнейших корпора

У партнеров

    Реклама