МBA по-русски

Русский бизнес
«Эксперт» №5 (312) 4 февраля 2002
Российскому рынку бизнес-образования не хватает квалифицированных преподавателей и подготовленных абитуриентов

Рынок бизнес-образования в России находится в равновесии. Предлагаемые бизнес-школами программы MBA (Master of Business Administration - "Мастер делового администрирования"), предназначенные для подготовки менеджеров высшего уровня, соответствуют спросу: как по количеству выпущенных специалистов, так и по качеству образования. Потенциальная же потребность в высококлассных управленцах намного превышает количество слушателей в российских бизнес-школах. Для того чтобы эта потребность переросла в реальный спрос на услуги бизнес-школ, должны существенно возрасти как уровень подготовки поступающих, так и качество предоставляемого образования.

Где учат

В отличие от Америки и Европы, где история бизнес-образования насчитывает несколько десятков лет, опыт российских бизнес-школ в области подготовки квалифицированных менеджеров едва перевалил за десять лет. О том, как был подготовлен первый выпуск российских специалистов со степенью MBA, рассказывает Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса "Мирбис": "В 1989 году мы с участием ведущих ученых и практиков из восьми стран мира разработали первую программу MBA для России. И тут мы обнаружили, что учить некого. Не в том смысле, что люди, умеющие управлять бизнесом, были не нужны. Просто не было людей, готовых учиться по этой программе. Мы искали слушателей по всей стране: требовались граждане до тридцати пяти лет, с опытом работы, знающие английский язык. Нашли более семисот желающих, и в регионы поехали отборочные комиссии, в составе которых были и наши эксперты, и зарубежные. В результате в Москву пригласили сто тридцать три человека. Итальянцы - соучредители нашей школы - их вновь протестировали и сказали, что тех, кто может учиться по программе MBA, среди них нет. Тогда мы устроили специальные курсы для кандидатов на обучение по MBA, на которые мы взяли тридцать три человека. Через два месяца было очередное тестирование. В результате на программу MBA мы взяли тринадцать слушателей".

Этот опыт показал, что слушателей для программ MBA нужно сначала вырастить. Именно этим и стали заниматься первые российские бизнес-школы. В начале девяностых они проводили краткосрочные курсы повышения квалификации в сфере управления бизнесом. Рассказывает ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Сергей Мясоедов: "Целью таких краткосрочных программ был элементарный ликбез - познакомить первых предпринимателей с базовыми понятиями рыночной экономики. Западные преподаватели собирали тысячные аудитории, рассказывая элементарные вещи. Нормы прибыли у этих курсов были просто фантастические - до двухсот-трехсот процентов годовых". Головокружительные прибыли закончились с окончанием гайдаровской реформы цен. Люди более не желали учиться, и тысячи мелких центров прекратили свое существование. Те же школы бизнеса, которые все-таки сумели выжить, сегодня составляют костяк системы российского бизнес-образования.

Сейчас в России работает около ста ш

Ситуацию на рынке бизнес-образования комментирует Вячеслав Давиденко - руководитель компании MBA Consult:

- У меня, к счастью, есть возможность посмотреть на проблему MBA с трех точек зрения: бывшего студента совместной программы MBA California State University, Hayward и АНХ, нынешнего студента Executive MBA Чикагской школы бизнеса (по рейтингу Financial Times недельной давности она занимает третье место в мире) и, наконец, профессионального консультанта - руководителя компании MBA Consult, который за последние три года общался с несколькими десятками студентов MBA-программ ведущих западных бизнес-школ. Я думаю, что основные отличия между ведущими западными и российскими бизнес-школами следующие:

- западные школы имеют возможность выбрать лучших из лучших (как по интеллектуальным способностям, так и по достижениям на ниве бизнеса) в качестве своих будущих студентов. Более того, обеспечивается очень интернациональный состав студентов - представители пятидесяти-шестидесяти стран в одном классе не редкость. Это очень сильно расширяет кругозор и подготавливает для работы в транснациональной компании;

- большая востребованность выпускников западных школ крупнейшими корпорациями, вследствие этого социальный и имущественный статус выпускника резко улучшается по сравнению с тем, который у него был до начала обучения;

- очень хорошее финансирование западных бизнес-школ. Бюджет в десятки миллионов долларов не редкость. Это дает возможность привлекать как лучших профессоров, так и практиков для чтения лекций, иметь самое современное техническое оснащение.

К сильным сторонам российских школ можно отнести неплохое соотношение стоимости обучения к качеству полученных знаний и направленность процесса обучения в них на специфику российского рынка. Кроме того, приобретенные в российской бизнес-школе связи более полезны, если ее выпускник собирается вести бизнес исключительно в России.

Самый сильный недостаток российских бизнес-школ - нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, сочетающих в себе качества высококлассного преподавателя и опыт собственного ведения бизнеса, в том числе и в качестве стороннего консультанта ведущих компаний.