Гжелочные инсинуации

Культура
«Эксперт» №7 (314) 18 февраля 2002

В галерее Марата Гельмана, всегда служившей проводником актуальных процессов современного искусства, открылась выставка, которую иначе как странной не назовешь. Сюда из Нью-Йорка привезли работы известного диссидента-шестидесятника художника Леонида Ламма, уже более двадцати лет живущего в США. Главным материалом выставки под названием "Инсинуации" стали фигурки гжельского фарфора. Одетые в звездно-полосатые драпировки из американского флага, декорированные эмблемами доллара и снабженные экспликациями на английском языке, они сфотографированы на фонах, взятых из "Крестьян" Малевича. Эти абстрактные фоны лишают фарфоровых молодцев, баб и черноморов их обычного столово-кухонного масштаба, придавая им монументальность. Вот только со смыслом "инсинуаций" как-то непонятно. Что это - рефлексия по поводу отсутствия стиля, адекватного новой русской государственности, или попытка осмыслить народное искусство на новом витке культуры? Ни то и ни другое. Ответ - в датах работ: все они выполнены в самом начале девяностых.

Ведь тогда вместе с ростом популярности бывшего СССР рос подпольный экспорт художественного ширпотреба вроде предметов народных промыслов - Гжели, Жостова, Палеха и прочего. Все это и расцвело пышным цветом на Брайтон-Бич, который по масштабам сувенирной торговли намного превзошел московский Старый Арбат, ставший символом художественной псевдухи и профанации для всей России. Там ностальгия по высокой русской культуре, которую столь кропотливо взращивали и лелеяли в себе эмигранты, была в одночасье смята и уничтожена, заменена подделкой под народную игрушку. Об этом и "Инсинуации" жителя Нью-Йорка Леонида Ламма.

Посмотреть на себя со стороны, из-за океана, к тому же по-доброму и иронично, всегда полезно. Но вот не слишком ли поздно - через десять-то лет? Неудивительно, что у большей части посетителей выставка вызвала недоумение. А на вернисаже фотографии Ламма и вовсе казались необязательным дополнением к главной инсталляции - столу, где среди гжельских тарелок с капустой, огурцами и солеными грибами возвышались бутылки фирменной "Гжелки".