"Гибкий" Ford

Международный бизнес
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002

Автоконцерн Ford, занимающий второе место по объему производства автомобилей в мире, объявил о сокращении 1400 рабочих мест на заводе в бельгийском городе Генке в рамках последней стадии перестройки своего европейского производства. Работникам было объявлено, что Ford сокращает 17% персонала и в течение двух-трех лет преобразует бельгийский завод в одно из своих новых "гибких" производств ("гибкость" означает, что на заводе могут собираться одновременно совершенно разные модели). "Гибкие" производства должны увеличить загруженность мощностей и привести к сокращению расходов: когда завод в Генке будет реорганизован, производство там возрастет с 380 до 450 тыс. автомобилей в год.

Трансформация завода в Генке осуществляется Ford в рамках пересмотра своей европейской стратегии, в результате чего уже закрыты или сокращены производства на пяти заводах (совокупные мощности уменьшились на 20%). После завершения программы реструктуризации заводов у Ford будет три полностью "гибких" завода в Европе: в Валенсии (Испания), Кельне (Германия) и Генке (Бельгия). Предполагается также перестроить производство на заводе в Турции, и в результате в ближайшие годы выпуск автомобилей там должен увеличиться до 180 тыс. (в прошлом году было 30 тыс.). В Великобритании же Ford сворачивает производство - в ближайшее время концерн уволит 1100 рабочих и прекратит сборку своих машин на заводе Дагенэм близ Лондона.

Европейская стратегия Ford ставит целью добиться трехпроцентной прибыли от продаж к 2004 году. В прошлом году европейское подразделение концерна вышло на безубыточный уровень, покончив с операционными убытками, которые в 2000 году составили более 1 млрд долларов.

Аналогичным образом ведет себя компания и на своем основном, североамериканском, рынке - в январе она объявила о планах закрытия пяти заводов, о сокращении 22 тыс. рабочих мест и переориентации на создание "гибких" производств.