А поутру они проснулись...

Русский бизнес
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002
Новый НДС на лекарства - не помеха для фармкомпаний, способных проводить грамотную маркетинговую политику

Отечественные фармацевты, если судить по их официальным заявлениям, ждут от вступившего в силу с 1 января 2002 года НДС на лекарства страшного - чуть ли не развала фармрынка. По подсчетам экспертов, спрос на отечественные лекарства упадет на 20-25%, на импортные же всего на 4-6%. В неофициальных же беседах представители успешных компаний говорят, что такое падение - первая, шоковая реакция. К концу лета, считает Николай Бурчинский, директор департамента маркетинга "Нижфарма", ситуация на рынке стабилизируется, и не исключено, что соотношение сил зарубежных и российских производителей останется таким же, как в прошлом году (см. график 2). А некоторые вообще считают, что на состояние рынка гораздо сильнее, чем нововведенный НДС, может повлиять благополучная в нынешнем январе эпидемиологическая обстановка - сезонный рост продаж противогриппозных препаратов практически не наблюдается.

Наступление импортных лекарств на наш рынок началось не сегодня. По данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", в 2000 году соотношение импорта и российских лекарств было 58 к 42%, а по итогам 2001 года - уже 68 к 32%. Высказываются опасения, что через два-три года доля отечественных препаратов упадет до 15%. Потеря доли рынка - тенденция, и обусловлена она, как считают и эксперты, и производители, не каким-то там налогом. Просто отечественная фарминдустрия в целом оказалась слишком рыночно инертной. Большинство предприятий так и не воспользовались теми шансами, которые предоставил им кризис 1998 года. Но нашлись и те, кого, как выразился генеральный директор компании "Верофарм" Антон Парканский, "кризис разбудил" и кто смог разработать и осуществить успешную стратегию выживания.

Привычное не значит лучшее

Над фармацевтическим рынком России все еще довлеет советское прошлое. Десятки лет отечественная промышленность производила одни и те же препараты. И до сих пор большая часть производителей (в стране их примерно две тысячи) не нашли в себе сил отказаться от "традиций". По некоторым оценкам, 70% рынка лекарств отечественного производства занимают морально устаревшие препараты, от которых мировая практика уже давно отказалась. Неудивительно, что все большее число потребителей отдает предпочтение качественным и эффективным зарубежным лекарствам, к тому же они больше на слуху - слишком мощная у них рекламная поддержка. Даже дешевизна традиционных лекарственных средств не позволяет им конкурировать с импортом. Известно, что эластичность спроса по цене у отечественных препаратов значительно выше, чем у импортных, то есть даже при повышении цен потребители все-таки выбирают дорогие зарубежные лекарства, поскольку верят в их лечебные свойства.

Разом решить все проблемы с конкуренцией российские фармкомпании могли бы, если бы стали разрабатывать оригинальные препараты. Но пока это отечественным фармацевтам не под силу - нет средств. Хотя, как считают западные специалисты, именно в России выгодно проводить такие исследования и разработки. Так, глава американской ICN