Известный неизвестный

Культура
«Эксперт» №14 (321) 8 апреля 2002

"Неизвестный Кончаловский" - звучит почти так же вызывающе противоречиво, как, например, "неизвестный Горбачев", потому что Петр Кончаловский - знаменитый художник, основатель художественного объединения "Бубновый валет", родоначальник целого клана деятелей отечественной культуры (он ведь и строил свою жизнь как историю рода, женившись на дочке другого, куда более знаменитого тогда художника - Василия Ивановича Сурикова). "Неизвестный" же Кончаловский потому, что на выставке в Музее личных коллекций (МЛК) - не всем известные шедевры из Третьяковки и Русского музея, а мало знакомые даже специалистам картины из частных собраний.

Петр Кончаловский был удручающе социален: он с легкостью адаптировался в любой политической ситуации, выживал при любой конъюнктуре. Учился в Академии, в 1908 году переехал с семьей в Париж, а выставлялся в Москве в четырех выставочных объединениях одновременно - в "Бубновом валете", "Мире искусства", "Золотом руне" и "Новом обществе художников", правда, и парижские салоны не оставлял своим вниманием. В первую мировую воевал артиллеристом, в 20-е годы преподавал во ВХУТЕМАСе. И во времена конструктивизма он чувствовал себя неплохо - он рисовал "Купание красной конницы", работал над крестьянской темой в картине "С ярмарки", писал Пушкина. И уже в 1928 году оказался заслуженным деятелем искусств.

Петр Кончаловский много путешествовал, и странствия эти неизменно материализовались в виде художественного продукта - чему-чему, а работе с натурой этот почитатель Сезанна никогда не изменял. Художник любил естественный свет, любые пейзажи - от Апатитов и Новгородчины до Италии и Кавказа. Из любви к натуре писал он множество натюрмортов - в контексте индустриализации они воспринимались первыми весточками промышленного искусства, а потому разгонялись до размеров монументальных полотен. Художник очень гордился своей картиной "Мясо" - ведь она годилась как для художественных выставок, так и промышленных.

Плодовитость Петра Кончаловского потрясает: еще до войны у художника одних персональных выставок было с десяток. Но ни одна экспозиция не в состоянии вместить "всего" Кончаловского. Так что "неизвестное" в МЛК найдет для себя любой. Найдет и невольно восхитится постоянством его таланта.