Фабрики советов

Рейтинг
Москва, 08.04.2002
Рейтинг консультантов, подготовленный агентством "Эксперт РА" по итогам 2001 года, показал, что в этом сегменте бизнеса настало время массового производства

До сих пор рынок консалтинга в России был практически непредсказуемым, а деятельность самих консультационных компаний - импульсивной. Бурный рост сопровождался присущими ему болезнями и противоречиями.

2001 год стал исключением. Впервые при заметном росте общего объема рынка услуг - на 60% - его структура изменилась незначительно, при том что список участников рейтинга обновился почти наполовину. Другим объективным симптомом взросления рынка стал дефицит профессиональных кадров, в чем признаются сами консультанты. Если раньше консультантом легко мог стать любой сообразительный экономист (а то и просто инженер с предпринимательской или аналитической жилкой), то теперь спрос предъявляется на специалистов, владеющих специальными методиками и имеющих опыт работы. Переманивание кадров уже стало наносить такой ущерб бизнесу, что о нем заговорили вслух. И это не удивительно. До тех пор пока консалтинг был своего рода искусством, а каждый отдельный сотрудник - творцом и носителем "сокровенного знания", его потеря была фактически невосполнима для фирмы. Теперь же на повестку дня встала задача налаживания "технологий по производству советов". Формализация консалтинга позволяет компании стать более независимой от отдельных личностей и легче менять исполнителей на проектах.

Что касается субъективных свидетельств вступления рынка в зрелую фазу, то достаточно проанализировать изменения в отношении клиентов к своим консультантам. При снижении темпов роста всех объемных макроэкономических показателей темп роста рынка консалтинговых услуг заметно увеличился. Иными словами, доверие к консультантам растет: клиенты почувствовали ценность консалтинга и стали относиться к нему как к локомотиву, способному тянуть компанию в условиях замедления общеэкономического роста.

Все эти факторы заставили консультантов наконец ощутить себя профессионалами своего дела и начать качественные преобразования внутри своих компаний.

Самосовершенствование

Конечно, нельзя утверждать, что до прошлого года консультанты были сапожниками без сапог. Однако услуги, выставляемые ими на продажу, существенно превосходили по качеству то самообслуживание, которое они себе позволяли. Кроме того, за отдельными примерами до сих пор не угадывалось целостной картины, которая выявила бы смену тенденции. Теперь она очевидна. Из богемных "представителей искусства" консультационные компании стали превращаться в фабрики консалтинговых услуг.

Ключевым звеном в этом превращении стала наработка технологий предоставления услуг. Если в аудите к таким технологиям относятся стандарты, то в консалтинге основой формализации являются накопленные кейсы - образцы решения частных задач в определенных сферах деятельности. Чем больше таких кейсов у компании, тем более разнообразные и качественные услуги она может предоставлять. Основной задачей здесь становится систематизация наработанного опыта. Хранение решений в базах данных и аккумуляция опыта в течение десятилетий по всему миру позволяет международным компаниям "больш

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (321) 8 апреля 2002
    Война на ближнем востоке
    Содержание:
    Бесконечный тупик

    Пока Израилем руководит Шарон, а Палестиной - Арафат, мирное разрешение арабо-израильского конфликта невозможно. Если оно вообще возможно

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама