Микросхема для бедной страны

Русский бизнес
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
Если розничная сеть хочет быть доступной для широких масс покупателей, она должна быть высокотехнологичной. Так считают в сети "Пятерочка" и претворяют этот тезис в жизнь

В "Пятерочке" все скромно. Офисом одному из топ-менеджеров этой крупнейшей (по числу магазинов) розничной продовольственной сети страны до недавнего времени служила небольшая комната, где из обстановки - только простой конторский стол, протертое кресло и книжный шкаф. Молва приписывает владельцу этого кабинета фразу: "Нашему покупателю не важно, в каком кресле я сижу. Ему важно купить себе продукты по низким ценам". "Мы никогда не позволим себе излишеств, - говорит другой топ-менеджер. - Некоторые сети строят себе магазины из мрамора, а в них фонтаны с писающими мальчиками. Пусть, если это им нужно. Нам - нет, мы предпочитаем скромные универсамы".

Они просят не называть поведение компании агрессивным. Более того, они искренне не считают его таковым. "Да, мы сейчас двинулись в Москву. Но это же не захват территории. Мы нужны людям. Смотрите: в наш магазин в Петродворце ездили из пригородов Павловска и Ломоносова. Покупатели просили нас открыть для их удобства магазины и там. И мы открыли", - рассказывает один из моих собеседников. "Только не употребляйте слово 'экспансия', когда будете писать о нашем движении в регионы, - вторит ему другой. - Мы движемся туда спокойно. Просто продаем тамошним торговцам свою технологию и используем наработанные связи с поставщиками, чтобы добиваться для партнеров таких же скидок, что дают нам. Мы убеждаем местные власти: налоги остаются вашими, решаются ваши социальные проблемы - при низких ценах цивилизованность торговли растет, ваш электорат доволен. Региональные бизнес и общество также не воспринимают 'Пятерочку' как чуждый элемент, ведь магазинами владеют местные предприниматели".

Суворовцы

Точности ради заметим, что в регионах "Пятерочку" публика еще не видела, пока все это лишь в прожектах и переговорах. Тем не менее динамика сети поразительна. Родом она из Петербурга, города, где доходы населения на порядок ниже, чем в столице. При этом сеть вышла на рынок в феврале 1999 года, практически сразу после кризиса, то есть на фоне снижения платежеспособности потребителей. Но уже к концу года "Пятерочка" имела семнадцать универсамов. В то время о таких темпах и масштабах более известные московские сетевые ритейлеры, начавшие работу на несколько лет раньше, только мечтали. Потом компания открывала по три-четыре точки ежемесячно. И для того чтобы открыть семнадцать универсамов в Москве в 2001 году, "Пятерочке" потребовалось всего полгода. Сейчас сеть насчитывает около ста магазинов, а к концу 2003 года их будет уже двести (см. график 1). Оборот компании к тому времени должен достичь 700 млн долларов.

С момента появления компании на свет общественное мнение северной столицы все ее успехи связывало с административным ресурсом, то есть с губернатором. Этим, мол, обусловлены и ее неслыханные темпы роста. Кстати, московский офис "Пятерочки" расположился в складских помещениях Управления делами президента - тоже неплохой ресурс. Даже если эти подозрения обоснованны, то они лишь отчасти объясняют успехи питерских ритейлеро

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама