Уловка МВФ

Экономика и финансы
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
Предлагаемый МВФ механизм урегулирования "плохих" долгов развивающихся стран выгоден самому фонду, а не частным кредиторам - держателям проблемных обязательств

Рынок долговых обязательств развивающихся стран находится на пороге революционных изменений. Именно такой вывод можно сделать, проанализировав позицию МВФ, заявленную в конце прошлого года первым заместителем директора-распорядителя фонда Анной Крюгер. Эта тема уже затрагивалась на страницах "Эксперта" (см. статью "Управляемый дефолт" в N1 за этот год), однако она настолько сложна, что к ней стоит вернуться - с тем чтобы оценить существующие проблемы исходя из практики ежедневной работы на этом рынке.

Итак, на повестке дня стоит задача разработки комплекса мер, позволяющего, с одной стороны, защитить права частных кредиторов, с другой - дать возможность стране-должнику реализовать приемлемый для нее график расчета по долгам. С точки зрения МВФ до сих пор переоформление "проблемных" суверенных долгов сопровождается хаосом и падением их рыночных котировок. Хотя частным кредиторам выгодно действовать сообща, всегда находятся инвесторы, стремящиеся к личным выгодам - в ущерб другим. Наконец, в преддефолтной ситуации страны-заемщики обычно затягивают начало переговоров, что ухудшает перспективы возврата долгов.

Что же предлагает МВФ? Страна-должник получает право обратиться в фонд с просьбой о временной отсрочке выплаты долга. МВФ оценивает реальное положение страны и принимает решение о процедуре банкротства, контролируя добросовестное поведение страны по отношению к частным кредиторам. При этом права последних на период банкротства сильно ограничиваются. Так, суды всех национальных юрисдикций не принимают иски к заемщику. Кроме того, принудительно гарантируется полное участие всех кредиторов в процедуре реструктуризации. Новая частная финансовая помощь проблемному должнику предоставляется с условием приоритетного погашения по отношению к старому долгу.

Добровольно-принудительный обмен

С точки зрения МВФ проблема координации действий индивидуальных держателей облигаций в проблемных ситуациях слишком сложна для того, чтобы рынок смог решить ее самостоятельно. Действительно, в отличие от 80-х годов, когда основная доля задолженности развивающихся стран была представлена банковскими кредитами, сейчас главный инструмент привлечения частных средств - выпуск облигаций. Казалось бы, несопоставимо более широкий спектр инвесторов и различия в их интересах и стратегиях делают единое коллективное решение проблемы неплатежеспособности очень сложным. Затруднения вызывает даже самый первый этап выработки решения - определение реального круга кредиторов. Например, в период реструктуризации пакистанского займа в 1999 году облигации были в руках такого большого числа инвесторов, что правительству страны и его советникам удалось установить контакт только с держателями 40% задолженности.

На самом деле рынок давно научился преодолевать это препятствие. Мелкие участники рынка, реально оценивая затраты времени и средств на проведение переговоров или даже выработку единой позиции для защиты своих интересов, предпочитают принимать предложения национальных правительств отно

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама