Непримиримый

Культура
«Эксперт» №15 (322) 15 апреля 2002

В Москве 20 апреля выступит "ДДТ" - с большим сольным концертом. Теперь это случается все реже - в последний раз группа давала "сольник" больше года назад. По словам самого Юрия Шевчука, он выступает только для "поддержки штанов". На сей раз он представит публике программы "Единочество, часть I" и "Мама, это рок-н-ролл?".

Шевчук, хотя весь рок-мир уже признал, что рок-н-ролл - это всего лишь средство развлечения, пишет остросоциальные тексты. Уникальность Шевчука в том, что он сохраняет при этом огромную популярность - из всей рок-тусовки 80-х только он cегодня в состоянии собрать стадион.

Ориентированность на социальные проблемы была свойственна "ДДТ" всегда. Недолгий "лирический" период середины 90-х (хиты "Что такое осень" и "Последняя осень") вновь сменили песни про рабочие кварталы, про Путина и войну в Чечне. Имидж борца за справедливость Шевчук поддерживает и тем, что соглашается выступать лишь при условии, что если среди спонсоров мероприятия не будет пивных и табачных компаний, развращающих молодежь (так было с фестивалем "Нашествие").

Социально апатичный российский зритель, давно поставивший рок-н-ролл в один ряд с пивом, клубными вечеринками и дайвингом, принимает социальную активность "батьки Шевчука" с удовольствием. Залы, где выступает "ДДТ", всегда полны, песни Шевчука регулярно занимают первые места в хит-парадах. Количество молодежи на его концертах позволяет сделать вывод, что нынешняя популярность "ДДТ" держится не только на былых заслугах. При этом скинхедов и прочих радикально настроенных элементов среди поклонников Шевчука не наблюдается. Возможно, обществу потребления, в которое превращается Россия, все-таки необходим один непримиримый боец. Хотя бы для того, чтобы вяло бунтующая молодежь могла пощекотать нервы, а тридцатилетние менеджеры - вспомнить лихую юность.

Самоизоляция от рок-среды и большая популярность внушили Шевчуку ощущение собственной избранности. Его интервью и песни становятся все более дидактичными. На его счету несколько эскапад, в том числе и знаменитый демарш с фонограммой Филиппа Киркорова: около года назад Шевчук раздобыл и передал в эфир запись настоящего голоса Киркорова - как тот поет на самом деле, когда зал слышит фонограмму. Юрий Юлианович явно видит себя совестью русского рока, кстати, он единственный, кто берется определять, что же это такое - русский рок.

Однако публика, с удовольствием слушающая нападки Шевчука на коллег, вряд ли придает им большое значение, равно как и вряд ли следует провозглашаемым Шевчуком принципам. Во всяком случае, на том же "Нашествии" над шутками Шевчука в адрес Киркорова смеялись те же, кто накануне слушал "ЧайФ" и "Сплин". А "ЧайФ" и "Сплин" вынуждены были выступать в первый день фестиваля потому, что петь с ними в один день Шевчук наотрез отказался.