Гавань для магната

Русский бизнес
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
Крупный капитал скупает российские порты. Они стали инвестиционно привлекательными благодаря тому, что МПС повысило тарифы на перевозки в направлении зарубежных портов

Крупный капитал рванул в портовый бизнес. Вот лишь несколько примеров. Компания "Северстальтранс", подразделение "Северстали", скупила контрольные пакеты акций в Туапсинском, Таганрогском портах и порту Восточный и приобрела терминал в порту Санкт-Петербург. Конкурент "Северстали" металлургическая корпорация "Евразхолдинг" купила около 60% акций Находкинского морского торгового порта. По некоторым данным, крупный пакет акций во Владивостокском морском торговом порту приобрел Магнитогорский меткомбинат. Группа МДМ получила контроль над портом Посьет. Потянулись к портовому хозяйству и нефтяники. Не так давно группа "Альянс" стала одним из акционеров нефтепорта в Находке, а Новороссийский морской торговый порт (НМТП) фактически подконтролен "ЛУКойлу".

Почему крупный капитал так неожиданно заинтересовался портами - бизнесом специфичным и непрозрачным? И почему именно сейчас крупные бизнесмены скупают порты, а не три-пять лет назад?

Грузим деньги в ваши карманы

Чтобы ответить на эти вопросы, мы начали, как водится, с поиска базовой информации о всех крупнейших портах России. Каково же было наше удивление, когда уже через неделю выяснилось, что полных списков российских портов нигде нет. Взять, к примеру, Госкомстат. По любой отрасли базы данных этого ведомства изобилуют информацией о мельчайших компаниях - по закону все юридические лица обязаны передавать Госкомстату данные о своей деятельности. С портами же все не так. Из базы государственного статистического ведомства можно извлечь информацию лишь о 33 портах. Цифры эти вызывают сомнение: автору этих строк приходилось читать в аналитических записках, что только на Дальнем Востоке насчитывается 332 порта и портопункта. В процессе подготовки материала ему удалось собрать данные по 79 крупнейшим портам. Из этого следует, что большая часть всего портового хозяйства остается за бортом госстатистики. Раз Госкомстат в сборе информации не помощник, есть смысл обратиться в Министерство транспорта - именно оно призвано надзирать над всем транспортным хозяйством, в том числе и над портами. Но здесь с информацией еще хуже. В недрах этого ведомства, похоже, невозможно обнаружить полных списков хозяйствующих субъектов в портах - по сути, у них есть статданные только о деятельности администраций 43 морских портов. Кое-что узнать о портовом хозяйстве России все-таки удалось - собранные по крохам сведения приведены в .

Отчего же такая таинственность? Ответ прост: портовому бизнесу не нужна была открытость. До последнего времени он входил в сферу влияния разных криминальных группировок. Криминал проводил здесь теневые, то есть в обход таможни, экспортные и импортные операции. Через порты на Дальнем Востоке неучтенный лес отправлялся в Корею и Японию, а в Россию везли и везут подержанные японские иномарки, тоже неучтенные. А все бананы в Россию везут через Новороссийский морской рыбный порт - если по данным его грузооборота судить о количестве поставляемых фруктов, то они в России до сих пор в дефиците. Кстати, во Вл

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама