Могильщица капитализма

Культура
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
В Театре Петра Фоменко - премьера спектакля "Безумная из Шайо". Главная героиня мочит олигархов и гонит со сцены цинизм и алчность. Получается смех сквозь боль

Жан Жироду, патриарх французской интеллектуальной драмы, написал "Безумную из Шайо" в 1942 году. Одна из лучших его комедий, "Безумная" многослойна. Ее сюжет можно пересказать современным языком: сумасшедшая бомжиха при помощи нескольких люмпенов отправляет на тот свет всех французских олигархов. Можно интерпретировать поэтически: мудрая "безумная" при помощи своих друзей-артистов открывает миру то прекрасное, что в нем есть, прогоняя со сцены цинизм и алчность.

Но при любой трактовке неизменно одно. В "Безумной из Шайо" есть четыре роскошные женские роли. Это голосистый квартет городских сумасшедших - Безумная из Пасси, Безумная из Сан-Сюльпис, Безумная из Конкорд и Безумная из Шайо. Собравшись на совещание, они, в промежутках между бреднями, фантазиями и воспоминаниями, успевают спасти заблудшее человечество. Не роли - мечта, лакомый бенефисный кусок для актрис Петра Фоменко.

Мужское

Поначалу казалось, что весь первый акт, в котором олигархи наивно рассказывают публике о своих кознях, Фоменко решительно сократит и, может быть, вообще выбросит. Но он рискнул его оставить. На наших глазах за столиком парижского кафе, под голос разбитого фортепьяно учреждается Объединенный Банк Парижских Недр, сокращенно ОБПН. Трое проходимцев приглашают в свою шайку "человека без имени, изыскателя", который на голубом глазу обещает им найти нефть прямо под полом кафе, в котором они выпивают. Доказательство неисчерпаемого богатства парижских недр - привкус керосина в воде, которую без устали глотает изыскатель.

На этот керосин и поймает Безумная из Шайо банкиров. Она объявит, что в канализационном люке прямо в полу ее подвала текут нефтяные реки, раздольные, как в Арабских Эмиратах. В доказательство будет предъявлена бутылка отборного керосина. Набежавших олигархов Безумная заставит залезть в люк - надо же удостовериться в наличии черного золота - и запрет там до Страшного суда.

История с нефтяными олигархами напоминает скандальный фильм Петра Луцика "Окраина". Разница только в антураже: в "Окраине" свои недра от олигарха защищали лубочные пейзане, в "Безумной из Шайо" против банкиров бунтует сфера обслуживания - официант и судомойка из кафе при поддержке трудовой интеллигенции - бродячих певцов, которые весь спектакль ловят и не могут поймать ускользающий мотивчик, забытые слова старой песенки. Эта песенка и спасла Фоменко от скандала. Режиссеру хватило здравомыслия не дразнить зрителя, смягчить социальную сатиру Жироду и превратить свой спектакль в шутку, пускай грустную.

Женское

Во втором акте начинается веселье. Действие переносится на другую сцену - если только можно назвать сценой малогабаритное помещение, где, наступая друг другу на ноги, ютятся актеры. Под потолком раскачивается на канатах продранное царское ложе с помойки. А на ложе, скрипя зубами и суставами, забирается колченогая Безумная из Шайо (Галина Тюнина). К ней вспархивает Безумная из Сан-Сюльпис (Мадлен Джабраилова), вся в рыжих кудряшках, драных кружевах и охах и ахах. Ложе трещит под величест

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама