Дождались

Спецвыпуск
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
Результаты развития страхового рынка в 2001 году. Изменения в законодательстве и расстановке сил на рынке. 100 ведущих страховых компаний России. Страховщики - лидеры в основных сегментах страхового рынка. Тенденции, прогнозы, комментарии

В развитых странах существует три типа страховых компаний. Первый тип - классические страховщики. Это крупные, финансово мощные корпорации, занимающиеся исключительно классическими рисковыми видами страхования и являющиеся крупнейшими игроками на инвестиционных рынках. Подобные компании могут быть как универсальными, так и специализированными (например, накопительное страхование жизни, авиационное страхование или перестрахование). Второй тип - кэптивные страховщики. Это организации, оказывающие своим клиентам не столько страховые, сколько финансовые услуги. Как правило, они регистрируются в офшорных зонах и не гнушаются тем, что у нас в России именуется налоговым планированием. Третий тип - страховщики-брокеры. Эти компании не имеют значительных собственных финансовых средств и занимаются двумя вещами: разрабатывают своим клиентам оптимальные страховые программы и размещают риски у ведущих страховщиков первого типа.

В России до недавнего времени ничего похожего не было. Компании, называющие себя универсальными, в качестве своего основного продукта предлагали клиентам зарплатные схемы - классические же страховые полисы прикладывались к ним "в нагрузку". Небольшие страховщики, уставный капитал которых значительно меньше миллиона долларов, принимали на себя промышленные риски, причем в перестрахование передавали лишь очень небольшую их долю. Заключение страхового договора начиналось не с тендера по определению наиболее надежного и предлагающего самые выгодные условия страховщика, а с административного решения, принимаемого либо по указанию сверху, либо после получения определенной суммы в качестве "отката". Реальное социально значимое обязательное страхование подменялось принудительным взиманием неофициальных налогов и выдачей ничего не значащих полисов. Приводить примеры вряд ли нужно - это общая практика.

Хотя эта практика жива и по сей день, изменилась сама атмосфера страхового бизнеса. Ориентация на цивилизованные стандарты становится все более явной. События федерального, регионального и корпоративного уровня, происшедшие на страховом рынке в 2001 году и в начале 2002 года, свидетельствуют о том, что страхование выросло не только количественно, но и качественно. Собственники страховых компаний почувствовали вкус капитализации.

Закон притяжения капитала

Государство наконец-то отказалось от своего участия в деятельности крупных страховщиков. Громоздкий и сложно управляемый "Росгосстрах" фактически был передан в управление менеджерам компании "Тройка Диалог". Также было объявлено о планах выхода государства из числа владельцев "Ингосстраха" - теперь на страховом рынке оно присутствует лишь косвенно, причем именно там, где без его участия обойтись невозможно. Через "Госинкор" - в "Гута-Страховании", а через ФГУП "Рособоронэкспорт" - в Русском страховом центре.

В то же время крупный капитал явно заинтересовался страховым рынком. По словам руководителей страховых компаний, от потенциальных стратегических инвесторов, как российских, так и зарубежных,

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама