Икра в квадрате

Культура
Москва, 29.04.2002
«Эксперт» №17 (324)
В Москве в шестой раз прошла художественная ярмарка "Арт-Москва". Она показала, что современное отечественное искусство не прочь повернуться лицом к потребителю

Существование в нашей стране современного искусства уже практически ни для кого не секрет. Это раньше для того, чтобы поглазеть на что-нибудь такое концептуальное, нужно было знать явки и затвердить пароли. Теперь сотни квадратных метров этого искусства каждую весну колосятся в самом центре столицы. Приобщайся не хочу. И если какой-нибудь индивидуум осмеливается заявить, что конструкции Олегса Тилбергса "The Wall", густо вымазанной чем-то похожим на дерьмо и им же приванивающей, он предпочитает решенную в том же колере конструкцию Зураба Церетели "Петр I", то это уже не невежество, а позиция. (Кстати, от одного произведения искусства к другому - всего несколько минут прогулки по набережной.)

Но мы-то с вами этой позиции не разделяем. И на "Арт-Москву" с удовольствием ходим, как и многие другие, - во время этой ярмарки в залах Дома художника толпится рекордное количество посетителей. И большинству из них происходящее самым очевидным образом нравится: они то и дело всплескивают руками, хохочут и тычут друг друга пальцами в бока. Здорово, правда? Одно лишь плохо - таким забавным все это кажется публике, когда висит (а иногда висит, звучит и пахнет) на безличной музейной стенке, а вовсе не украшает их собственное жилище. То, что торговля современным искусством продвигается в нашей стране очень слабо, - такой же объективный и общеизвестный факт, как само существование этого самого искусства. Как объективная реальность - оно дано нам в ощущение, но не в обладание. О нем полагается знать, но его совсем не обязательно любить.

Все на продажу

К счастью, человек - существо воспитуемое. И устроители "Арт-Москвы" решили, что с косностью общества лучше всего бороться положительным примером. У входа в основной зал ярмарки посетитель неминуемо наталкивался на стенды с картинами из собраний московских коллекционеров, а также на фотографии этих самых коллекционеров, довольных и улыбающихся. Радеющих, как следует из подписи к фото, за искусство и тем гордящихся. И знаете, пусть гордятся. Потому что экспозиция-то получилась полезная и довольно показательная. А показывает она, что современное искусство, в целом с таким пафосом противопоставляющее себя искусству "на потребу", искусству "бюргерскому", всем этим пейзажикам и натюрмортикам над камином, давно уже само занялось производством продукции, пригодной ровно для этой же цели. Цели украшения бюргерской жизни. Разве что с тем условием, что бюргер должен быть слегка более продвинутым. Камин же, как указывают последние интерьерные журналы, вполне может оставаться тем же самым.

Главная отличительная черта современного искусства в его интерьерном варианте - нейтральность. Художник не хватает вас, в соответствии с канонами актуальности, за горло, заставляя по-новому взглянуть на мир и собственное "я", а просто, почти без всяких экивоков пытается понравиться. Ершистость и задиристость чаще всего остаются только в названиях. Вот, например, видите вы на стене чудеснейшее цветовое пятно золотистого в основном цвета. Присмат

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (324) 29 апреля 2002
    Французские выборы
    Содержание:
    Разное
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама