Белые халаты

Русский бизнес
Москва, 29.04.2002
«Эксперт» №17 (324)
Несмотря на то что спрос на качественные медицинские услуги растет, частный медицинский бизнес в нашей стране развивается плохо. Ему мешают демпингующие государственные клиники и нехватка рыночных менеджеров

Отечественный медицинский бизнес переживает сложные времена. Ему становится все труднее конкурировать с государственными лечебными заведениями, которые тоже оказывают платные услуги, но по более низким ценам. Да и авторитет государственной медицины у населения по-прежнему высок. Сегодня частному медицинскому бизнесу, который в состоянии предложить качественный медицинский сервис, остается лишь осваивать отдельные, узкие рыночные ниши.

На данный момент доля негосударственных лечебных заведений в России не превышает 1% от всех лечебных заведений в стране (для сравнения: в Израиле эта доля - 8-10%, в странах Европы - около 15%, в США - 20%). Из них более 90% - это небольшие специализированные центры: стоматологические, венерологические, урологические, клиники эстетической медицины и пр., остальная часть частных лечебных заведений - многопрофильные клиники. Преобладание специализированных частных клиник над многопрофильными объясняется просто: первые требуют меньших вложений и быстрее окупаются.

Изначально частный медицинский бизнес развивался в тех направлениях, которые в государственной медицине традиционно "хромали", таких как лазерная хирургия и стоматология. Теневой рынок этих услуг сформировался еще в советские времена. "Мышление врачей в этих отраслях было более адаптировано к рыночным условиям, чем у врачей многопрофильных лечебных заведений. Еще до перестройки на одну зарплату там жили лишь те врачи, кто не считался серьезным специалистом в своей области", - отмечает Геннадий Кривошеев, генеральный директор ЗАО "РМА-фарм". И сейчас стоматология, пластическая и глазная хирургия по-прежнему самые рентабельные направления в частной медицине.

Сеть стоматологий

Эксперты с определенной долей скепсиса воспринимают утверждение, что у нас сформирован рынок частных медицинских услуг. Единственная область, где в отечественной медицине можно более или менее серьезно говорить о рынке, - это, по их мнению, стоматология. По словам Тамаса Мчелидзе, президента медицинской ассоциации "Меди" (у "Меди" есть своя стоматологическая сеть, которая занимает сегодня 35% рынка этих услуг), еще в эпоху перестройки самые инициативные стоматологи арендовали одно-двухкомнатные квартирки и на "сером" оборудовании круглосуточно принимали пациентов. В начале 90-х рентабельность такого кабинетика была 600-700% в месяц.

Демпинг со стороны госклиник - главное препятствие на пути развития у нас качественного медицинского сервиса

Постепенно кабинетики превратились в современные стоматологические клиники. Поскольку при этом надо было уже думать об окупаемости серьезных вложений в оборудование, персонал и препараты, частная стоматология сразу стала развиваться в сегменте дорогих и элитных услуг. После 1993 года конкуренция в стоматологии резко обострилась, и доходность этого бизнеса упала в несколько раз. Тем не менее она была и остается сегодня самой высокой на всем рынке медуслуг - примерно 200% в год.

Сегодня на этом рынке много игроков, и он четко структурирован. Элитный сегмент

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (324) 29 апреля 2002
    Французские выборы
    Содержание:
    Разное
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама