Передел рынка аудиторских услуг

Международный бизнес
«Эксперт» №18 (325) 13 мая 2002

Ликвидация аудиторской компании Andersen спровоцировала начало передела мирового рынка аудиторских услуг. Сейчас 1400 клиентам Andersen срочно требуются новые аудиторы. В некоторых странах это привело к серьезным изменениям "ландшафта" местного рынка аудиторских услуг. В Сингапуре, например, большинство клиентов Andersen изъявили желание перейти к другому представителю теперь уже бывшей "большой пятерки" - Ernst & Young. Если переговоры, идущие сейчас, завершатся в пользу Ernst & Young, то компания будет проводить аудит почти в 200 сингапурских фирмах из 386, котирующихся на местной бирже. Deloitte Touche Tohmatsu "застолбила" за собой бывших клиентов Andersen в Великобритании, Испании, Португалии и ряде стран Латинской Америки.

Интересно, что крах Andersen оказался выгоден и для мелких аудиторских компаний, ранее находившихся в тени "большой пятерки". К этой категории аудиторов относятся фирмы, обслуживающие клиентов с годовыми продажами от 100 млн до 1 млрд долларов. Ранее для большинства компаний переход от мелкого аудитора к крупному, вроде того же Andersen, означал подъем по иерархической лестнице в бизнесе сразу на несколько ступенек. Отчасти это было обоснованным, ведь с ростом глобализации мировой экономики крупному бизнесу требовались аудиторы и налоговые консультанты, способные оказывать услуги его подразделениям, разбросанным по всему миру. Однако в последние годы некоторые компании стали задумываться, стоит ли переплачивать огромные суммы пятерке крупных аудиторов, чьи услуги почти на треть дороже услуг средних и мелких. Скандал с Enron только усилил эти настроения. В результате в США все больше мелких компаний, для которых раньше проведение аудита "большой пятеркой" было вопросом престижа, постепенно переходят к небольшим аудиторам вроде BDO Seidman (см. таблицу 1 и таблицу2).

В дальнейшем отток клиентов "большой пятерки" может только возрасти. В США и Великобритании все чаще говорят о том, что необходимо запретить аудиторам предоставлять консалтинговые услуги своим клиентам. А ведь это было одним из дополнительных преимуществ крупных аудиторов перед мелкими.