Большим театрам труппа не нужна

Культура
«Эксперт» №18 (325) 13 мая 2002
С проблемами, которые Большой театр пытается решить сегодня, Парижская опера справилась тридцать лет назад, уволив оперную труппу

Медленно, но верно выбираясь из многолетнего кризиса, Большой театр России сегодня предпринимает все новые шаги для того, чтобы вернуть былую силу и добрую славу своего имени. В результате консервативной политики новой дирекции сезон 2001/02 года стал едва ли не самым успешным для театра за последние два десятилетия. За полгода Большой показал на своей сцене пять новых спектаклей, при этом в адрес театра не было высказано ни одного критического замечания.

Меняется и внешняя политика театра. Не секрет, что мировое имя и благосостояние отечественных творческих коллективов во многом зависит от гастролей за рубежом. Стремясь восстановить реноме, ГАБТ перенимает опыт своих звездных коллег и первых конкурентов из Санкт-Петербурга, чтобы, воспользовавшись их методами, завоевать новые плацдармы для будущей экспансии на западный музыкальный рынок.

Благодаря своему авторитету и личным связям глава Мариинки Валерий Гергиев добился для театра регулярных гастролей на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера" и лондонского "Ковент-Гарден", а также обмена артистами, в то время как труппе Большого в последние годы доставались в Европе и Америке лишь второстепенные площадки, а об обменах даже балеринами и примадоннами не было и речи.

Похоже, сегодня сильному альянсу Мариинки с "Метрополитен" и "Ковент-Гарден" москвичи решили противопоставить союз с другим, не менее великим театром - "Гранд-Опера", точнее, с Парижской оперой, которой принадлежат два зала: дворец Гарнье (собственно "Гранд-Опера") и недавно отстроенный зал "Опера-Бастий".

На днях глава Большого театра Анатолий Иксанов встретился в Москве со своим коллегой генеральным директором Парижской оперы Югом Галем и договорился о сотрудничестве. Главным театрам Франции и России было легко понять друг друга, тем более что у них много общего - оба имеют две сцены (здание филиала ГАБТа уже почти готово к эксплуатации), свои вокальные и хореографические школы, богатую историю и традиции. Оба финансируются государством, оба имеют дело со своим министерством культуры. Нет ничего странного в том, что и проблемы у этих театров схожие. Многие из них Парижская опера уже решила, в то время как Большому еще предстоит их преодолеть. Об опыте Парижской оперы Юг Галь рассказал в интервью "Эксперту".

- Вы как-то обмолвились, что сотрудничество Парижской оперы с Мариинским театром походит на флирт, в то время как в отношении Большого вы имеете самые серьезные намерения. Что вы имели в виду?

- У нас нормальные отношения со всеми театрами - и с Мариинской оперой, и с "Ковент-Гарден", и с "Метрополитен-опера", и с "Ла Скала". После официальной встречи с дирекцией Большого театра в Москве мы заявили о том, что между Парижской оперой и Большим отныне должны установиться особые отношения. Это значит, что мы будем чаще встречаться и созваниваться, наши театры будут чаще обмениваться артистами и делать копродукцию. Между Большим театром и "Гранд-Опера" есть много общего - это национальные театры двух стран, имеющие давнюю историю и тр