Последнее дешевое лето

Русский бизнес
«Эксперт» №20 (327) 27 мая 2002
Ценовые войны - один из самых действенных методов конкурентной борьбы на туристическом рынке. Однако демпинг имеет предел: по некоторым направлениям цены начнут расти уже в этом сезоне

На туристическом рынке уже не первый год идут настоящие ценовые войны. "Отдых в Египте за 139 долларов", "Неделя в Турции. 149 долларов", "Париж за 395 долларов" - такими завлекательными предложениями пестрит туристическая реклама. Что стоит за ними? Есть ли объективные причины для столь низких цен или это рекламный ход, планово-убыточное мероприятие, рассчитанное на отдачу в будущем? Как правило, имеет место и то и другое.

Причины для снижения цен после 1998 года, несомненно, были. Как известно, туристический рынок очень сильно реагирует на любую нестабильность. Наибольшее падение туристического потока (и, как следствие, снижение цен) вызывают теракты, политические или экономические проблемы, природные катаклизмы, вообще любые кризисы. Может накладываться и местная специфика страны. Взять, к примеру, Турцию. Цена на отдых в этой стране резко упала в 1999 году. Из-за внутреннего кризиса в Турции (тогда ловили Аджалана) европейские туристы почти не ездили в эту страну. Цены на отели упали в несколько раз. Пятизвездные гостиницы снизили цены с 60 до 10-15 долларов, трехзвездные - с 30 до 8 долларов в сутки. Перелет тоже подешевел примерно на 20-25%. Что касается туроператоров, то они, стремясь удержать рынок, работали себе в убыток. В среднем цены упали на 30%. Тогда в Турции можно было вполне комфортно отдохнуть за 150 долларов. С тех пор поездки в эту страну подорожали, сегодня цену в 150 долларов можно увидеть только среди спецпредложений в низкий сезон.

По другому массовому направлению зарубежного туризма - Испании - цены за последние четыре года снизились на 20%. И для этого тоже были объективные причины. "Прежде всего, после кризиса девяносто восьмого года авиакомпании резко снизили стоимость перелета - по Испании она упала с двухсот шестидесяти-двухсот восьмидесяти долларов до ста девяноста-двухсот. Кроме того, в Европе цены на отели привязаны к евро, а курс евро по отношению к доллару за последние три года снизился примерно на тридцать процентов. Хотя испанские отели ежегодно поднимали цены на пять-шесть процентов, цены в долларах все равно упали", - говорит президент компании "Натали Турс" Владимир Воробьев. К тому же после кризиса российские туроператоры были вынуждены идти на снижение нормы прибыли. За счет всего этого стандартный недельный тур в Испанию подешевел примерно на 100 долларов. Сегодня отдохнуть недельку в трехзвездном отеле можно в среднем за 400-450 долларов.

Что касается Египта, то главным событием, повлиявшим на цены в сторону резкого снижения, стал "фактор 11 сентября". Из-за значительного уменьшения числа туристов местные отели снизили цены наполовину. То же сделали и наши авиаперевозчики. Поэтому стоимость недельного тура упала до 130 долларов. Завлечь низкими ценами западных туристов не удалось, зато наши ухватились за это предложение с азартом. В результате количество российских туристов, посетивших Египет в минувшем зимнем сезоне, выросло на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Подарки для турис