До предела не доводи

Русский бизнес
Москва, 03.06.2002
«Эксперт» №21 (328)
Быстрорастущий российский рынок корпоративных облигаций сегодня требует серьезного риск-менеджмента

Внутренний рынок корпоративного долга продолжает бодро набирать вес. Все больше компаний реального и финансового сектора сегодня готовы участвовать в этой гонке. Растет число эмитентов: только в биржевом обороте находится порядка 80 выпусков. Расширяется и спектр покупателей бондов: банки постепенно уступают роль конечных инвесторов другим аккумуляторам денег - страховым компаниям, ПИФам и негосударственным пенсионным фондам, фокусируясь на посреднической деятельности. Результат повальной моды на корпоративные облигации налицо - за пару лет капитализация рынка выросла более чем в три с половиной раза - до 80 млрд рублей.

Однако рост еще не означает взросления. Рынок, не знавший серьезных обвалов (краткосрочная встряска, устроенная "Сибуром" в декабре прошлого года, не в счет - до дефолта не дошло), нельзя считать полностью состоявшимся. Не стоит забывать, что игра в fixed income столь же опасна, сколь и увлекательна.

Занимают все!

Ощутимый всплеск активности эмитентов корпоративных облигаций - это первое, что бросается в глаза при анализе сегодняшнего состояния рынка корпоративного долга. С крупными займами вышли новые эмитенты ("Славнефть", "Аэрофлот", ОМЗ и другие). В то же время ряд "старожилов" рынка (ММК, "Алроса", ТНК и т. д.), используя накопленный опыт, перешли от отдельных размещений к реализации масштабных инвестиционных программ, включающих ряд траншей. Заметно расширился спектр отраслей, чьи эмитенты представлены на рынке. Доминируют по-прежнему нефтегазовый и финансовый сектора, однако уже заметно усиление позиций телекоммуникационных (вслед за МГТС свои облигации разместили "Башинформсвязь" и Центральная телекоммуникационная компания) и машиностроительных компаний (ЛОМО, ОМЗ, ИАПО), а также предприятий потребительского сегмента (ЛМК, концерн "Калина").

Как считает директор департамента корпоративного финансирования банка МФК Сергей Чалых, потенциал рынка еще далеко не раскрыт: некоторые из крупнейших российских компаний (в частности, ГМК "Норильский никель") пока просто не брались за выпуск облигаций.

В то же время эмиссионная активность кредитных институтов не столь активна. Это не удивительно: банковские облигации стоят как бы особняком в ряду негосударственных долговых инструментов, не в последнюю очередь из-за того, что банки, как правило, преследуют несколько иные цели, нежели предприятия реального сектора.

Для крупных банков выпуск облигаций - это не только и не столько возможность привлечения средств (хотя в отдельных случаях это именно так) и даже не PR-акция. Это, скорее, плата за вход на рынок, за знакомство с инвесторами. Как объяснил Дмитрий Волков, вице-президент МДМ-банка, который первым среди кредитных организаций выпустил облигации, таким образом банки создают себе базу инвесторов, среди коих впоследствии распространяют облигации клиентов, а также отрабатывают технологию размещения.

Кредиторам нужна ликвидность

Откуда же берутся деньги, чтобы удовлетворить потребности пристрастившегося к заемному финансированию реаль

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (328) 3 июня 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Потусторонний футбол

    Соревнование за золотые медали Чемпионата мира по футболу только начинается. А организаторы турнира, FIFA и транснациональные корпорации, свое "золото" уже поделили

    Наука и технологии
    Реклама