Мечта Бендукидзе

Русский бизнес
Москва, 03.06.2002
«Эксперт» №21 (328)
"Объединенные машиностроительные заводы" купили американского разработчика морских буровых платформ. Теперь компания нацелилась на мировой рынок в полтора миллиарда долларов

Морская буровая платформа - самое сложное машиностроительное изделие после атомной подводной лодки. Стоимость только одной такой платформы достигает 600 млн долларов, а спрос на них растет постоянно: добыча нефти в мире постепенно перемещается с континента на шельф и в глубоководную часть морей. Рынок этих буровых платформ выглядит чрезвычайно привлекательно, однако выйти на него непросто - без специализированных мощностей не обойтись. Мощности эти в России есть, а потому вполне логично было бы на этот рынок выйти и нам. Благо и спрос потенциальный на платформы наметился (ими активно интересуются и уже готовы покупать нефтяники), есть и заводы соответствующие, и опыт - в конце концов, умеем же мы строить подлодки. Однако в советские времена буровые платформы целиком никто не производил, а российские заводы до последнего времени получали заказы от иностранцев лишь на строительство стальных каркасов - самую неквалифицированную часть общих машиностроительных работ. Чтобы переломить ситуацию, надо было сделать две вещи: во-первых, консолидировать в одних руках мощности по производству главных комплектующих и, во-вторых, купить или создать инжиниринговую компанию, способную разработать проект буровой платформы. Первая часть в целом выполнена - в рамках ОМЗ объединены крупнейшие заводы тяжелого машиностроения: "Уралмаш", "Ижорские заводы", "Красное Сормово" и "Нижегородский теплоход". На прошлой неделе ОМЗ удалось реализовать и вторую часть: в ходе процедуры банкротства одного из крупнейших мировых разработчиков и производителей морских буровых платформ компании Friede & Goldman Halter (FGH) россиянам удалось выкупить самое привлекательное подразделение американского холдинга - авторитетное дизайнерское бюро Friede & Goldman Ltd (FGL).

Родные корни

Дизайнерское бюро Friede & Goldman Ltd. было основано в 50-х годах двумя выходцами из России - петербуржцем Фридом и киевлянином Голдманом. Основным бизнесом FGL был ремонт и модернизация самоподъемных и полупогружных платформ в Мексиканском заливе. Компания сумела заработать себе имя, чем и привлекла агрессивных инвесторов, которые в конце концов купили весь бизнес целиком. Заполучив FGL, новые собственники стали вести себя на рынке еще агрессивнее и начали скупать другие компании этого профиля. Именно тогда они приобрели крупного производителя кранового оборудования компанию AmClyde и судостроительную компанию Halter Marine. Результат этой рыночной агрессии - довольно большая компания с двумя десятками верфей в Мексиканском заливе и во Франции. Окончательно сформированный холдинг получил название Friede & Goldman Halter и стал специализироваться на проектировании и производстве нефтегазового оборудования для работ на шельфе (для офшорной добычи нефти).

В конце 90-х FGH получила очень крупный заказ на строительство четырех буровых платформ. На этом заказе она и погорела. Строительство морских платформ - тяжелый и рисковый бизнес, ведь проектировщикам платформ, в отличие от коллег, занимающих

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (328) 3 июня 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Потусторонний футбол

    Соревнование за золотые медали Чемпионата мира по футболу только начинается. А организаторы турнира, FIFA и транснациональные корпорации, свое "золото" уже поделили

    Наука и технологии
    Реклама