Оживление жилья

Русский бизнес
Москва, 17.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
Московский рынок ремонтных услуг оценивается в полмиллиарда долларов и выше. Несмотря на такие обороты, он по-прежнему рынок нецивилизованный - нет ни четких критериев качества, ни надежных гарантий

"Я обеспечен работой на ближайшие 250-300 лет, - говорит один из московских архитекторов. - Люди тратят на ремонт огромные деньги, поскольку вся недвижимость, которая продается, требует немыслимых дополнительных вложений".

Последние три года стоимость ремонтных работ постоянно росла и в этом году приблизилась к докризисному уровню, а по некоторым оценкам, его превысила. По мнению специалистов, рост стоимости самих ремонтных работ скоро прекратится. Но у строителей, занимающихся ремонтным бизнесом, нет никаких сомнений в перспективности этого рынка. объем рынка будет расти, во-первых, за счет удорожания стройматериалов, а во-вторых, благодаря увеличению доли монолитных домов в общем объеме строительства - затраты на приведение квартир в этих домах в "жилой" вид намного больше стоимости отделки типовых "панелек".

Исправление ошибок

Ежегодно в Москве строится более 60 тыс. квартир. Все это - квартиры-полуфабрикаты, которые без дополнительных вложений непригодны для жилья. Считается, что на оживление квартиры нужно потратить не меньше 2-5 тыс. долларов. По факту же москвичи тратят на доведение квартиры "до ума" в среднем около 10 тыс. долларов. Если учесть, что квартиры вторичного рынка тоже ремонтируются, а в элитные квартиры вкладываются суммы, сопоставимые с их ценой, то объем московского рынка отделочных работ составляет более 600 млн долларов в год.

Своим размахом рынок ремонтно-строительных работ во многом обязан московскому стройкомплексу. По мнению специалистов, в России львиная доля ремонтных затрат идет на исправление ошибок проектировщиков и строителей, а также на ликвидацию недоделок. Низкое качество строительства давно уже стало притчей во языцех. Даже в дорогих новостройках сегодня встречаются волнистые стены и кривые потолки. К тому же вот уже несколько лет строителями продаются лишь "голые коробки" - квартиры без стяжки полов и с неоштукатуренными стенами.

Наиболее "затратные" квартиры - в монолитных домах, где нет не то что внутренних перегородок, но даже разводки электрики и сантехники. Доля таких домов на рынке постоянно растет: еще пару лет назад на монолиты приходилось не более 15-20% рынка новостроек, а сегодня уже 45%.

Деньги - критерий качества

Специалисты по интерьерам классифицируют заказчиков в зависимости от той суммы, которую последние готовы потратить на ремонт, а точнее - на оплату услуг строителей вкупе со стоимостью общестроительных материалов (цемента, смесей, клея и пр.). Стоимость отделочных материалов (плитки, паркета, обоев) и сантехники в эту сумму не включается.

Первая группа заказчиков - это те, кому нужен косметический или так называемый частичный ремонт: переклеить обои, поменять сантехнику, обновить окна и т. д. Такие работы оцениваются в каждом случае отдельно, но не превышают 100 долларов за квадратный метр. В этот сегмент попадает большая часть квартир в панельных новостройках, а это не менее 20 тыс. квартир в год.

Вторая группа - это заказчики, готовые заплатить за ремонт порядка 100-170 долларов за мет

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (329) 17 июня 2002
    Калининград
    Содержание:
    Налог за пользование властью

    Редакционная статья

    Международный бизнес
    Русский бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама