Оживление жилья

Русский бизнес
«Эксперт» №23 (329) 17 июня 2002
Московский рынок ремонтных услуг оценивается в полмиллиарда долларов и выше. Несмотря на такие обороты, он по-прежнему рынок нецивилизованный - нет ни четких критериев качества, ни надежных гарантий

"Я обеспечен работой на ближайшие 250-300 лет, - говорит один из московских архитекторов. - Люди тратят на ремонт огромные деньги, поскольку вся недвижимость, которая продается, требует немыслимых дополнительных вложений".

Последние три года стоимость ремонтных работ постоянно росла и в этом году приблизилась к докризисному уровню, а по некоторым оценкам, его превысила. По мнению специалистов, рост стоимости самих ремонтных работ скоро прекратится. Но у строителей, занимающихся ремонтным бизнесом, нет никаких сомнений в перспективности этого рынка. объем рынка будет расти, во-первых, за счет удорожания стройматериалов, а во-вторых, благодаря увеличению доли монолитных домов в общем объеме строительства - затраты на приведение квартир в этих домах в "жилой" вид намного больше стоимости отделки типовых "панелек".

Исправление ошибок

Ежегодно в Москве строится более 60 тыс. квартир. Все это - квартиры-полуфабрикаты, которые без дополнительных вложений непригодны для жилья. Считается, что на оживление квартиры нужно потратить не меньше 2-5 тыс. долларов. По факту же москвичи тратят на доведение квартиры "до ума" в среднем около 10 тыс. долларов. Если учесть, что квартиры вторичного рынка тоже ремонтируются, а в элитные квартиры вкладываются суммы, сопоставимые с их ценой, то объем московского рынка отделочных работ составляет более 600 млн долларов в год.

Своим размахом рынок ремонтно-строительных работ во многом обязан московскому стройкомплексу. По мнению специалистов, в России львиная доля ремонтных затрат идет на исправление ошибок проектировщиков и строителей, а также на ликвидацию недоделок. Низкое качество строительства давно уже стало притчей во языцех. Даже в дорогих новостройках сегодня встречаются волнистые стены и кривые потолки. К тому же вот уже несколько лет строителями продаются лишь "голые коробки" - квартиры без стяжки полов и с неоштукатуренными стенами.

Наиболее "затратные" квартиры - в монолитных домах, где нет не то что внутренних перегородок, но даже разводки электрики и сантехники. Доля таких домов на рынке постоянно растет: еще пару лет назад на монолиты приходилось не более 15-20% рынка новостроек, а сегодня уже 45%.

Деньги - критерий качества

Специалисты по интерьерам классифицируют заказчиков в зависимости от той суммы, которую последние готовы потратить на ремонт, а точнее - на оплату услуг строителей вкупе со стоимостью общестроительных материалов (цемента, смесей, клея и пр.). Стоимость отделочных материалов (плитки, паркета, обоев) и сантехники в эту сумму не включается.

Первая группа заказчиков - это те, кому нужен косметический или так называемый частичный ремонт: переклеить обои, поменять сантехнику, обновить окна и т. д. Такие работы оцениваются в каждом случае отдельно, но не превышают 100 долларов за квадратный метр. В этот сегмент попадает большая часть квартир в панельных новостройках, а это не менее 20 тыс. квартир в год.

Вторая группа - это заказчики, готовые заплатить за ремонт порядка 100-170 долларов за мет