Научим писать и считать

Русский бизнес
Москва, 01.07.2002
«Эксперт» №25 (331)
Бизнесу надоело жаловаться, что российские вузы готовят не тех специалистов, которые ему нужны, и он сам включился в процесс образования

На пресс-конференции 24 июня руководители телекомпаний ОРТ, РТР, НТВ, издательского дома "Коммерсантъ", журналов "Эксперт" и "Афиша", интернет-издания "Газета.Ру" и Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) объявили о запуске совместного проекта, который называется "Высшая школа журналистики". В этом учебном заведении, которое откроется нынешней осенью, реализуется принципиально новая система образования. Ответственность за подготовку полноценных кадров для российской журналистики здесь делят государство, вуз, будущие работодатели и общественные организации. Участие последних двух и определяет новизну системы.

Никто, кроме нас

Российская система высшего образования очень мало изменилась с советских времен. Министерство образования на базе госфинансирования обеспечивает вроде бы бесплатные места в вузах всем прошедшим конкурс. Поскольку финансирование скудное, то и образование получается так себе, не на уровне. В начале 90-х ситуация слегка изменилась. Параллельно с бакалавриатскими программами появились магистратуры, где за деньги можно получить второе высшее образование. Дело, однако, в том, что магистратуры создавались на базе уже существующих вузов и не могли обеспечить повышенного качества образования, а если что и добавляли, так только скорость обучения (например, на экономфаке четырехгодичная программа прочитывалась в слегка сокращенном варианте за два года).

Чего же не хватало этой системе, если не считать денег? В ней не содержалось главного - обратной связи с потребителем, то есть с бизнесом. Вузы имеют свои программы, бесконечно далекие от того, что понадобится выпускнику в реальной работе. Новые формы обучения, как и новые виды продуктов, обязаны были появиться лишь в тот момент, когда совокупный спрос на них перевалил бы через пороговое значение. Вот он и перевалил. Первыми решились вторгнуться в процесс образования наиболее продвинутые компании медийного бизнеса. И не только потому, что они продвинутые, просто дефицит специалистов, одинаково хорошо владеющих литературным словом и экономическим анализом, у нас наиболее вопиющ. Ведь до сих пор в одних вузах учили писать, а в других - считать. Между тем деловая журналистика играет огромную роль в становлении российского класса предпринимателей.

Основатель издательского дома "Коммерсантъ" Владимир Яковлев десять лет назад говорил, что гораздо проще научить экономиста писать, нежели журналиста - разбираться в экономике. Так что проблема дефицита кадров для деловых СМИ, остро стоявшая еще тогда, до сих пор не решена. Вроде бы учебных заведений, готовящих журналистов, полно, но почему-то качество этой подготовки не отвечает требованиям ведущих СМИ. "У нас только один человек с журфаковским образованием, остальные отовсюду", - говорит главный редактор журнала "Афиша" Илья Осколков-Ценципер.

Между тем в последнее время появилось настолько много бизнес-СМИ, что потребность в грамотных экономических журналистах выросла на порядки. Как следствие, во столько же раз взлетели

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама