Из летящего сора

Для того чтобы Россия смогла разработать двигатель для истребителя пятого поколения, она должна научиться эффективно сжигать мусор

Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам признала АВПК "Сухой" победителем тендера на разработку истребителя пятого поколения. В ближайшие недели фирма Сухого вместе с "Росавиакосмосом" и Министерством науки, промышленности и технологий должна определить субподрядчиков на разработку и производство ключевых компонентов нового российского боевого самолета - авионики и двигателя. Основная борьба развернется за контракт на создание новой силовой установки, поскольку в цене самолета стоимость двигателей достигает 50%. По оценкам различных российских специалистов, разработка нового двигателя обойдется почти в миллиард долларов. Тем временем генеральный директор двигателестроительной компании ММПП "Салют" Юрий Елисеев считает, что сделать его можно вдвое дешевле. Мы решили поговорить с г-ном Елисеевым о том, насколько оправданно его сенсационное заявление и что сегодня представляет собой бывший флагман советского двигателестроения.

- На днях президент Союза авиационного двигателестроения Виктор Чуйко заявил, что принятая в конце прошлого года на Госсовете программа интеграции двигателестроительных предприятий не реализуется. Руководители оборонных КБ и заводов решения чиновников, по сути, саботируют. Почему это происходит?

- Неверно говорить, что это саботаж. Постановление правительства о создании на базе всех предприятий ВПК сорока-пятидесяти холдингов начало выполняться, сейчас идут консультации. Но я не считаю, что холдинги - панацея от всех бед. В принципе мы не против укрупнения, однако с правительственным вариантом, предусматривающим на первом этапе акционирование, а затем и приватизацию некоторых государственных оборонных компаний, в корне не согласны. Есть печальный пример "Пермских моторов", блокирующий пакет акций которых в результате приватизации купила Pratt & Whitney. И что? Обещанных инвестиций от американцев не последовало, и предприятие затормозилось в своем развитии. Создается впечатление, что американцы купили акции пермяков просто для того, чтобы контролировать конкурента.

- Как, по-вашему, необходимо интегрировать оборонные предприятия в двигателестроительной отрасли?

- Мы считаем, что интегрированные структуры нужно создавать на базе предприятий-доноров, у которых есть деньги и идеи. Такие структуры должны быть способны разработать двигатель, создать его, серийно производить, ремонтировать и в конечном счете утилизировать. Не нужно все двигателестроительные предприятия объединять в одну компанию, как некоторые нам пытаются навязать сверху. Мы сами давно занимаемся созданием собственной интегрированной структуры. Помимо основной площадки в "Салют" входит Воскресенский машиностроительный завод, завод "Агат", конструкторское машиностроительное бюро "Гранит", Наро-Фоминское федеральное объединение "Статор" и ряд других. Кроме того, нам разрешено покупать на вторичном рынке акции различных предприятий и отражать их в своем балансе, чем мы активно пользуемся. "Салют" приобрел пакеты акций в НПО ЭГА (разработчик авто

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама