Дефетишизация

Спрос на технику для дома со стороны среднего класса стабилизировался. В следующем году будут покупать много стиральных машин, холодильников, пылесосов и плит

Последний бум на рынке бытовой и видеотехники наблюдался в 2000-м и в первой половине 2001 года, когда стремительно восстанавливавшие свои позиции представители среднего класса в массовом порядке озаботились проблемой обновления парка домашней техники. Именно тогда каждая вторая среднерусская семья ежегодно приобретала чтo-то из бытовой или видеотехники. Причем за тот год каждый покупатель совершил не одну, а три-четыре крупные покупки, и еще кучу мелких - утюгов, миксеров и проч. В результате "джентльменский набор" техники для дома типичной семьи среднего класса укомплектовался в виде:

- плиты;
- холодильника;
- стиральной машины;
- пылесоса;
- двух телевизоров (одного с обычной диагональю - 21 дюйм и еще одного - либо с маленькой, либо с большой);
- видеомагнитофона (многие покупают той же марки, что и телевизор).




Перечисленные предметы есть практически в каждой семье среднего класса. А дальше - дело вкуса и доходов. У половины семей есть компьютер, у трети - видеокамера, у половины семей есть микроволновая печь и у половины же - кухонный комбайн.

Ажиотаж спал

Однако с осени 2001 года средние русские стали гораздо спокойнее относиться к приобретению домашней техники. Бум в этом сегменте потребительского рынка иссяк, и в ближайшие три-четыре года вряд ли повторится что-либо подобное ажиотажу 2000-2001-го и уж тем более 1995-1997 годов. Сегодня семья, имеющая доход 100-150 долларов в месяц, готова приобрести лишь один крупный предмет домашней техники в течение года.

В результате угасания ажиотажного спроса расходы среднего класса на бытовую и видеотехнику постепенно сократятся с высокого уровня в 7-9% от совокупных годовых потребительских расходов семьи до 4-6%.

От резкого падения рынок бытовой и видеотехники удерживают два обстоятельства. Во-первых, российский средний класс растет, причем весьма неплохими темпами - на 20-25% в год. Только в этом году его могут пополнить 2-2,5 млн семей. При этом домохозяйства, которые лишь начинают потреблять по стандартам среднего класса, еще не так плотно укомплектованы техникой для дома и стараются побыстрее ликвидировать имеющийся разрыв, создавая таким образом довольно большой спрос.

Во-вторых, ежегодно около 600-700 тыс. семей среднего класса улучшают свои жилищные условия. А переезд семьи в новую квартиру является мощным стимулятором обновления парка домашней техники.

Мотивы изменились

Если раньше основными причинами приобретения того или иного вида техники было ее отсутствие или крайняя физическая дряхлость, а то и модность, статусность, знаковость, то сегодня на первый план выходят такие мотивы, как внезапный выход из строя и возможность выгодной утилизации морально устаревших моделей. В этом, кстати, кроются неплохие возможности для производителей и ритейлеров.

Это раньше мы не моргнув глазом отправляли свои старенькие "Рубины", "Бирюсы" и "Лысьвы" на дачи или вовсе на помойку. Сегодня же избавиться от какого-нибудь "Стинола", купленного четыре года назад за 300 долларов, рука не поднимется. Вот если бы кто

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама