Новая архитектура

Экономика и финансы
Москва, 08.07.2002
«Эксперт» №26 (332)
Формирование равноправного глобального финансового рынка поколебало устои глобальных рейтинговых агентств и спровоцировало бум локальной рейтинговой деятельности

Рухнул Enron, за ним WorldCom. Этой участи не избежать еще многим компаниям, имеющим, по оценкам международных рейтинговых агентств, вполне благополучный, так называемый инвестиционный уровень кредитоспособности. В связи с этим злопыхатели все чаще стали припоминать их знаменитый прокол в Юго-Восточной Азии, из-за которого, мол, пять лет назад наивные инвесторы потеряли миллиарды.

Не будем спорить по поводу наивных инвесторов. Однако проблема международных рейтинговых служб заключается совсем не в этих трагических ошибках. В конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. Проблема же в том, что с глобализацией мирового финансового рынка рейтинги превратились в эффективный и опасный инструмент экспансии. По меткому замечанию обозревателя New York Times, "после окончания холодной войны в мире известны лишь две супердержавы: это США и Moody`s. В то время как США могут уничтожить любого врага военным путем, Moody`s способно уничтожить государство путем финансовым". И эта угроза в последнее время из гипотетической превращается во вполне реальную. В июне этого года Moody`s впервые позволило себе чисто политическое действие, лишив Иран рейтинга без видимых на то причин, причем как раз накануне размещения облигаций этой страны.

Невидимая рука

Впрочем, говорить о прямой связи рейтинговых агентств (РА) с Белым домом было бы наивно и неправильно. Ведь в чем принцип рейтингового бизнеса? Прежде всего в том, что некая структура, находящаяся вне рынка, за определенную плату берет на себя труд и ответственность оценить риски участников рынка. Например, заемщиков. При этом бизнес тем успешнее, чем выше доверие к оценщику. А доверие, в свою очередь, определяется тем, насколько часто он ошибается.

Если рейтинговая деятельность монополизирована, то, невзирая на самые лучшие качества РА, рынок обречен на заниженные рейтинги. Это беспроигрышный вариант. Если заемщик обанкротился, всегда можно заявить: "Ведь мы вас предупреждали!" А если нет - то, в конце концов, низкий рейтинг не приговор, а только предупреждение, вероятностная оценка.

Появление конкурирующего рейтингового агентства в корне меняет ситуацию, заставляет в борьбе за клиента выставлять рейтинг повыше (клиенту приятно), но при этом исходить из реалий (ошибка может подорвать репутацию). Иными словами, невидимая рука рынка делает свое дело. Именно поэтому в мире оперирует несколько рейтинговых агентств, а законодательство ряда стран предписывает получать рейтинг не менее чем у двух РА.

Этот механизм работал вполне исправно, пока финансовый рынок был в основном сосредоточен в США. Рынок там сформировался около ста лет назад, как раз на этот период пришлось и становление наиболее известных ныне Standard & Poor`s и Moody`s. К концу века значительную роль стали играть европейский, затем азиатские рынки. Рейтинговые агентства устремились вслед за рынком. Однако основной их бизнес так и остался в Америке. Например, к концу 90-х в США рейтинг Standard & Poor`s имели 850 компаний, в то время как во в

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (332) 8 июля 2002
    Падение доллара
    Содержание:
    Затянувшаяся пауза

    Волна корпоративных скандалов в Америке подорвала доверие международных инвесторов и вызвала ослабление доллара. В краткосрочной перспективе слабый доллар выгоден американской экономике. Однако статус доллара как мировой резервной валюты оказался под угрозой

    Международный бизнес
    Реклама